Фото ru.freepik.com
– А как же?! Не только можно, но и нужно. Особенно если душа беспокоится, волнуется сердце. Ведь этот человек был в вашей судьбе, и вы жили с ним, он был спутником вашей жизни. Можно переиграть жизнь, но выкинуть из нее тех, кто в ней был, невозможно. Даже за врагов Господь призывал молиться! Кстати, молитва такая, по слову святых, всегда благотворно отражается на тех, кто творит эту молитву. То есть на вас.
– Я полюбил замужнюю женщину с ребенком, она отвечает мне взаимностью. Могу ли я молиться о воссоединении с любимой?
– Здесь надо молиться о том, чтобы Господь отнял, отодвинул и от вас, и от нее эту страсть. Потому что страстное влечение к чужой жене – это грех прелюбодеяния, а не любовь. А уж как жизнь все расставит, по каким полочкам, время покажет. Нет, не надо об этом молиться…
– Я встречаюсь с разведенным мужчиной. Он был венчан, но брак распался. Считается ли вступление в брак с ним прелюбодеянием? У нас очень все серьезно.
– Конечно, норма христианского отношения к семье – это брак мужчины и женщины один и на всю жизнь. Есть в Евангелии слова апостола Павла, уподобляющие брачный союз союзу Христа и Церкви. Это очень высокая планка семейной жизни. Такой брак – один на всю жизнь – мыслится, как и на жизнь будущего века. Вечную жизнь.
Поэтому, собираясь вступить в брачный союз с разведенным человеком, стоит учитывать степень его воцерковленности к моменту первого брака. Если он тогда был, хоть и крещеным, но фактически нецерковным, неверующим человеком, а к венчанию пришел по настоянию родственников, моде или другим светским побуждениям, не понимая ни цели, ни сути Таинства Брака, а воцерковился он фактически после распада семьи, то здесь есть место для икономи, то есть церковного снисхождения.
Но если же человек все знал, понимал с самого начала и лишь не смог с собою совладать, то прежде надо сто раз подумать, заключать с ним брачный союз или нет. Осмелюсь это посоветовать, а еще обязательно поговорите со своим духовником или хотя бы с батюшкой, которому вы смогли бы все откровенно рассказать.
– Можно ли верующим, но не венчаным, живущим только в гражданском зарегистрированном браке, приступать к церковным Таинствам?
– Если речь о семье полновесной, хоть и не освященной Таинством Венчания, если есть взаимная верность, общее несение бремени семейной жизни, взаимное воспитание детей, искренняя забота и любовь друг к другу, то никаких препятствий нет, чтобы исповедоваться и причащаться.
А вот если пара живет в гражданском браке, под которым сегодня воспринимается свободное сожительство, которое сегодня есть, а завтра может и прерваться, – то это смертный грех прелюбодеяния. И тогда человек, живущий в таком грехе, в таком браке-сожительстве, не должен приступать к Церковным Таинствам, пока либо не узаконит эти отношения, либо не проявит решимости их прекратить.
– А в чем различие между церковным браком и гражданским?
– Гражданский союз – это брак, который зарегистрирован официально в загсе, а не беспорядочное неузаконенное сожительство. Супруги, прожившие долгое время в верности, воспитавшие детей, не могут быть порицаемы, как люди, согрешаемые против седьмой заповеди. С другой стороны, такие люди сознательно или бессознательно лишают себя всего того, что дается в Таинстве Браковенчания. А в нем присутствует Божественная благодать, которая «немощное врачует и оскудевающее восполняет». В этом смысле церковный брак неизмеримо выше, он превосходит всякий человеческий союз. Даже узаконенный в загсе. Но понимают это люди только на личном опыте. Недаром же идут на Таинство Венчания люди пожилые, прожившие много лет в зарегистрированном браке.
Ответы протоиерея Максима Козлова записала Н. Дмитриева
Здесь можно подписаться на газету Пенсионерочка