Фото pixabay.com
- Да, Православная церковь имеет очень древний обычай приносить молитвы Богу в третий, девятый, сороковой дни после их смерти. В народе есть и свои названия этих поминальных дней: третины, девятины, сороковины. Ежегодно принято поминать усопших в день их кончины, а по-народному говорят: память. Теперь ответ.
В третий день, когда в Церкви возносится молитва, душа умершего получает от стерегущего Ангела облегчение в скорби, которая бывает от разлучения с телом, потому что славословие и приношение за нее (душу) в Церкви совершено и появляется благая надежда. Два дня позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где она хочет. Душа, любящая тело, скитается около дома, в котором она с телом разлучилась, иногда около гроба. Добродетельная душа ходит по тем местам, где творила с телом добрые дела. В третий же день, в подражание Воскресшему Спасителю, душа возносится для поклонения Богу, и мы молимся, чтобы Христос, воскресший в третий день, воскресил для блаженной жизни душу усопшего. После поклонения Богу повелевается от Него показать красоту рая и его обители. Все это душа рассматривает шесть дней, удивляясь, прославляя Создателя своего – Бога; она изменяется, забывает земную скорбь, которую имела, находясь в теле. Но если душа виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть, укорять себя, сожалеть, что большую часть жизни своей провела в беспечности и не послужила Богу как надо, чтобы удостоиться такой благодати.
В девятый день душа вновь возносится Ангелами на поклонение Богу. В девятый день мы в храме и дома молим Господа, дабы Он, по молитвам и ходатайству девяти чинов Ангельских (Серафимов, Херувимов, Престолов, Господства, Сил, Властей, Архангелов и Ангелов), простил грехи умершему и причислил его к лику святых.
После вторичного поклонения Господь повелевает отвести душу в ад, дабы показать ей мучения нечестивых. В аду душа пребывает тридцать дней, трепеща, чтобы не быть осужденной на заключение там.
В сороковой день душа вновь возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет ей место заключения на Своем Честном Божием Суде. Церковь молится об умершем, чтобы Господь помог новопреставленному выдержать испытание на частном суде и чтобы Он, в сороковой день Вознесшийся в Небо, вознес в небесные обители и душу умершего.
Вот поэтому, согласно учению Церкви, состояние души людей, умерших до всеобщего воскресения, до второго пришествия Господа, неодинаково: души праведных находятся во соединении с Христом, в предвкушении того блаженства, какое они получают после всеобщего суда, а души нераскаявшихся грешников – в мучительном состоянии.
Вот поэтому надо непременно молиться за своих усопших, бывать на службах в третий, девятый, сороковой дни после смерти близких людей. Бывает, что душа умершего – в вере, но плодов достойных не было (хотя не нам о том судить), и потому надо помочь молитвой усопшему, и молитвой, и милостыней. Потому, придя в храм в третий, девятый, сороковой дни, в годовщину смерти, в день рождения умершего, в день его Ангела, нужно подать записку об упокоении. Принято до сорокового дня в записке писать «новопреставленный (имя)», а после сорокового дня и в дни памяти – «приснопамятный».
Ответы протоиерея Димитрия Бургувана записала Н. Дмитриева
Здесь можно подписаться на газету Пенсионерочка