Фото: Первый канал
Антарктида – самый таинственный и малоизученный континент планеты. Величайшая пустыня мира и… самый большой запас пресной воды на Земле. Самое холодное место на Земле, в глубине которого находится… Южный полюс. Место парадоксов и загадок. Уникальные природные условия, которые не встретить больше нигде
Двести лет с момента открытия Антарктида будоражит воображение учёных, мореплавателей, романтиков и просто искателей приключений. Сюда едут не только за новыми знаниями или рекордами - испытать себя и технику, почувствовать ледяное дыхание Антарктиды, понять, кто ты и чего на самом деле стоишь.
Команда в составе семи человек во главе с автором идеи, ведущим Валдисом Пельшем отправилась к Южному континенту, чтобы осуществить то, чего ещё никто не совершал - первый в истории трансантарктический переход через три полюса. На отечественном транспорте, только на своём горючем и запасах еды. В автономном путешествии, рассчитывая только на свои силы.
Фильм первый
В первом фильме съёмочная группа вместе с командой водителей-механиков отправляется в Антарктиду, чтобы рассказать об этом загадочном материке и совершить уникальное путешествие. В составе экспедиции семь человек: ведущий фильма и автор идеи Валдис Пельш, режиссёр Кристина Козлова, операторы Александр Кубасов и Денис Негривецкий, два водителя-механика: Алексей Макаров и Владимир Обиход, а также Василий Елагин - создатель уникальных вездеходов «Емеля», на которых команде предстоит пересечь Антарктиду. После погрузки топлива, провизии, запчастей и личных вещей участников все начали сомневаться, выдержит ли техника - машины оказались перегружены втрое! Но группа берёт старт.Путешествие длиной более 5000 километров начинается на севере материка с полярной станции «Новолазаревская». Первая задача - забраться на купол Антарктиды, так называемый ледяной панцирь, высота которого достигает четырёх километров над уровнем моря. Нехватка кислорода! Из-за этого во время экспедиции люди постоянно находятся в состоянии гипоксии. Технике, как оказалось, тоже нужен кислород. Первые поломки…Купол Антарктиды взят! Все воодушевлены, и группа решает сделать незапланированный крюк в маршруте и пройти через американскую станцию «ПЛАТО», покинутую людьми еще в 1969 году.
За прошедшие 50 лет там побывало всего около десяти человек. По пути на станцию то и дело ломаются машины: то масло начнет подтекать, то печка выйдет из строя. Команде механиков оперативно удаётся справляться со всеми техническими сложностями.
Постепенно все привыкают к суровым антарктическим условиям: высота, холод, бесконечный полярный день, замкнутое пространство автомобилей. Продвигаясь в глубь материка, съёмочная группа знакомит зрителя с историей освоения Антарктиды, которая началась 200 лет назад с российской военно-морской экспедиции.
Фильм второй
Во втором фильме трансантарктический автономный автомобильный переход продолжается. Позади уже более 1000 км. Американскую базу «ПЛАТО» удается найти не сразу, она полностью занесена снегом, из которого торчат только антенны. Группа проникает на станцию, чтобы посмотреть, в каких условиях жили и работали американские полярники полвека назад. Сейчас это самый холодный музей в мире.Вернувшись на намеченный маршрут, экспедиция продолжает двигаться к первой своей цели – самой удалённой точке от всех берегов Антарктиды - полюсу недоступности. Там находится и советская полярная станция с таким же названием – «Полюс недоступности». Уже 60 лет как станция заброшена и почти вся занесена снегом за исключением бюста Ленина, который был установлен на крыше станции в 1958 году. Вот его-то и искала наша экспедиция в снежной пустыне… Бюст Ленина нашли, и первый полюс был взят!
Фото: Первый канал
Не теряя времени, группа выдвигается к следующей запланированной точке - Южному полюсу, с покорением которого связана самая драматичная гонка в истории покорения Антарктиды. Норвежец Руаль Амундсен и англичанин Роберт Скотт одновременно двинулись к Южному полюсу в 1911 году. Амундсен полюса достиг, а вся экспедиция Скотта погибла. О подробностях этой гонки ХХ века мы расскажем в фильме.
Сейчас на Южном полюсе находится действующая американская полярная станция «Амундсен - Скотт», которая, как и все станции в Антарктиде, занимается изучением этого континента. Правила Антарктиды таковы - прежде всего исследования и только потом экстремальные путешествия. Поэтому сегодня вот так просто взять и приехать на Южный полюс нельзя. Этот полюс поделён на сектора. Здесь есть зона тишины и зона чистого воздуха. В них запрещено движение любого технического средства. Экспедиции пришлось сделать приличный крюк, чтобы добраться до Южного полюса. Но ничто не помешало достичь второй заветной цели маршрута. Группа посетила американскую полярную станцию «Амундсен - Скотт», своими глазами увидела, как живут сегодня полярники и как ведут работу.
Дальше экспедиция взяла курс на свою третью цель - полюс холода, вблизи которого расположилась наша легендарная станция «Восток». Группа спешит попасть на станцию в канун Нового года, чтобы отметить его вместе с российскими полярниками. От спешки напряжение в группе растёт. Каждая задержка в пути уменьшает шансы прийти на станцию «Восток» вовремя. Спустя 23 дня после старта нервы у всех на пределе. Любая мелочь может стать причиной ссоры. Операторы не выпускают камеры из рук ни во время движения, ни на остановках. Даже когда водители-механики просят их о помощи. На подступах к станции «Восток» это становится причиной серьёзного конфликта.
Фильм третий
В третьем фильме трансантарктический автономный автомобильный переход продолжается. Пройдено почти 4000 километров бездорожья ледяной пустыни. Участники экспедиции уже покорили два полюса из трех: Полюс недоступности и Южный полюс. Впереди – полярная станция «Восток» - полюс холода. Именно здесь была зафиксирована рекордно низкая температура за всю историю метеонаблюдений: минус 89 целых и две десятых градуса. Время поджимает! Двигаться нужно не просто по графику, а с опережением. Напряжение испытывают не только люди, но и техника. До «Востока» остается почти 200 километров - один дневной переход. Но после ночёвки опять поломка. Во время ремонта Василий Елагин неожиданно получает травму.Домкрат срывается и металлической частью бьёт его по лицу. К счастью, всё обошлось, справились сами и продолжили путь. 31 декабря 2019 года экспедиция достигает третьей цели путешествия - одного из самых удивительных антарктических мест. Это единственная российская станция, которая находится в глубине континента.
Станция «Восток». На ней постоянно находятся 25 человек. Они занимаются научными исследованиями и обеспечением самой станции. Условия, в которых им приходится это делать, близки к экстремальным. Особенностью этого места является подледное озеро! Оно хранит уникальную информацию об изменении климата на Земле. Полярники добывают её методом бурения и хранят образцы льда разных эпох. Это уникальное хранилище, которое зритель увидит собственными глазами. Научные данные, полученные здесь, убедительно доказывают – глобальное потепление идёт полным ходом.
Фото: Первый канал
Впереди финальный рывок - 1400 километров до станции «Прогресс» на восточном побережье Антарктиды. На пути вновь появляется серьёзная опасность – это многокилометровые трещины, их можно избежать, если ехать по накатанной дороге, которая соединяет российские станции. Километр за километром машины едут по укатанной снежной трассе. Дорога позволяет разогнать машины аж до 40 километров в час. Внезапно в одной из них на полном ходу раздается громкий звук. Это развалился редуктор. Его ремонт может занять полдня. Но до финиша всего 53 километра ровной дороги. Участники экспедиции идут на риск - отключают сломанный мост и продолжают движение только на переднем приводе. Спустя два часа линия финиша пересечена.
Первый в истории автономный трансантарктический переход через три полюса завершен. 5519 км. 34 дня и 33 ночи. Это рекорд! Полюс недоступности, Южный полюс, Полюс холода пройдены в автономном путешествии. Такого ещё в мире не делал никто.
Производитель - ООО «РД Студия».
Продюсеры - Валдис Пельш, Кристина Козлова.
Информация предоставлена Первым каналом
Фото: Первый канал