Фото Владимира Ларионова
Выпали на нашу кинозрительскую судьбу в активной её фазе две премьеры «Двенадцати стульев». И мы, как и взрослые, рассуждали, чьи лучше, Гайдая или Захарова. Бендер ярче «старый» или Андрея Миронова? Мне нравился Миронов Захарова. А Киса Воробьянинов не нравился вообще, ничей.
И вот третья премьера, театральная. Рядом со временем проверенными великими встал гарнитур Северодвинского драмтеатра, режиссёра Алексея Ермилышева.
Отвлечься комедией от злобы дня — возможно, посмеяться — это навряд ли, притом что спрессованный для постановок текст Ильфа и Петрова знаешь почти наизусть. Главная цель культпохода - увидеть, как всё сделано и уместилось на сцене.
Сделано на хорошо и отлично, а уместилось столько, что можно бы было и поменьше. Но тут субъективно: некоторые зрители и не заметили, как пролетели три часа (это с антрактом).
Даже странно, но никого ни с кем сравнивать не хотелось. У северодвинцев теперь свой Остап Бендер (Михаил Быстров), уже исполнивший часть своей хрустальной мечты из будущего «Золотого телёнка»: «О Рио-де-Жанейро! Полтора миллиона человек, и все поголовно в белых штанах». Никакой морской фуражки и старого шерстяного шарфа. Наш Бендер весь в белом, начиная со шляпы. И ему веришь: такой обманет.
Киса Воробьянинов (Владимир Кулаков), как полагается, смешон, жалок и нелюбим. Тот еще жулик отец Фёдор (Сергей Полетаев) неожиданно трогателен, особенно в монологах, вызывающих своей длиной дополнительное уважение к артисту. А «мечта поэта» такая, что всё-таки сравню с классикой. Из всех известных Грицацуевых только северодвинская актриса Юлия Зарецкая убедила: свободный как ветер Остап Ибрагимович не мог не жениться, хотя бы на одну ночь.
Шестнадцать актёров театра играют 47 ролей, не считая массовых сцен. Сценам этим, всем их авторам браво. Уморительно смешным «бабулькам» из хора дома Старсобеса. Товарищам в подтяжках, танцующим с Остапом. Красавицам из двадцатых, обрамляющим Эллочку Людоедку. Разнузданно отдыхающим в ресторане. Всё сделано так, что хотелось поставить на паузу и дальше помедленнее, чтобы рассмотреть каждого и каждую деталь.
На сцене сыпался звенящий дождь из монет и шумел дождь настоящий, брильянты сверкали, кони по брусчатке цокали… Вокзал превращался в вагон, а он - в богадельню… Как всё устроено при минимуме декораций — на это тоже стоит посмотреть.
И сами стулья, безусловно, хороши.
Режиссёр Алексей Ермилышев и исполнитель роли отца Фёдора Сергей Полетаев
Фото Владимира Ларионова