Фото на память после экскурсии. Фото Елены Николихиной
Виктор Ряхин – органист мирового уровня. Уроженец Архангельска, он был главным органистом и органным мастером Поморской филармонии. Сейчас живёт в Норвегии. Но родной город не забывает. Именно ему Архангельск обязан ежегодным фестивалем «Похвала органу». И в этот раз Виктор Борисович не ограничился концертами – билеты на две его экскурсии разлетелись мгновенно.
Признаться, я думала, что всё будет академично и строго. Ведь органная музыка – это так возвышенно! Возвышенность тоже была. Но главными нотами экскурсии стали искренняя увлечённость, эмоциональность Виктора Ряхина и простота в общении с теми, кто пришёл в кирху. «Об органной музыке я могу говорить часами, вы меня останавливайте», - примерно так он начал.
Каждый орган – это особая история. Вот и у архангельского, хотя он ещё весьма молод, она интересна. Установлен орган немецкой фирмы Alexander Schuke в 1991 году. Время сложное, не до музыки, казалось бы. И тут Виктор Борисович добрым словом вспоминает тогдашнего председателя облисполкома Павла Балакшина. Когда немецкие производители, вопреки прежним договорённостям, запросили оплату в валюте, он сделал всё для того, чтобы эту валюту найти, и давняя мечта музыкантов и любителей музыки стала реальностью.
Кстати, орган этот не первый в Архангельске. Так, был здесь, в лютеранском храме, в начале XX века инструмент известной немецкой фирмы Walcker. Но времена изменились, зазвучала иная музыка. Орган исчез. Может, был просто демонтирован и растащен, как знать. Но главное, что сейчас под сводами кирхи органная музыка вновь слышна.
Вопросов у экскурсантов много.
Какое дерево используется при строительстве органов? Твёрдых пород – дуб, ясень... Но есть элементы, которые делают из особой сосны - такой, у которой ветви только на верхушке, потому что нужен длинный ствол без сучков.
Температура в помещении важна для инструмента? Да, но более чутко орган реагирует на влажность.
Каждый орган уникален ещё и потому, что создаётся он для определённого помещения. «Страдивари – это не струны, Страдивари – это корпус. Для органа такой корпус – помещение». Наша кирха – «корпус» замечательный.
У архангельского органа 28 регистров. А если кто-то наивно думает, что трубы органа – это только те, что видны, он сильно ошибается. Это так называемые проспектные, а внутри их сотни! Не только металлических, но и деревянных.
Вслед за Виктором Ряхиным мы поднимаемся на сцену. Он садится за инструмент... Нажатие кнопки – и слышно, как в предчувствии музыки орган осторожно «вздыхает». Но прежде чем он зазвучит, детям-экскурсантам разрешается открыть регистр, нажать на клавишу... Прикосновение к волшебству, без преувеличения!
И вот Ave Maria... Её сменяет радостная свадебная мелодия – такую однажды попросила исполнить невеста в той церкви, где служит органистом Виктор Ряхин. Ну и конечно, как же без Баха, ведь именно с ним в первую очередь ассоциируется органная музыка. Но это, возможно, не совсем справедливо, ведь, говорит Виктор Ряхин, была она задолго до Баха. И признаётся, что любит играть на старинных инструментах, представляя, сколько же музыкантов касалось этих клавиш до него...
Аплодисменты. И снова вопросы.
- А зачем зеркало? – интересуюсь, заметив слева от клавиатуры небольшое, наподобие зеркала заднего вида в автомобиле.
- А как же! – шутит Виктор Борисович, - должен же я знать, что хорошо выгляжу!
Если серьёзно, оказывается, зеркало нужно, когда органист выступает вместе с оркестром, – чтобы видеть дирижёра. У некоторых органов зеркал нет, тогда приходится следить за дирижёром боковым зрением, что менее удобно.
- А знаете, - спрашивает уже у нас Виктор Ряхин, - где орган слышно хуже всего?
- На первых рядах? – предполагает кто-то.
Оказывается, здесь, на сцене: «Так что органисту меньше всего повезло!»
Судить о качестве звука я, конечно, ни в коей мере не берусь. Только ощущения, когда слушаешь музыку, стоя рядом с органом и органистом, особенные, ни с чем не сравнимые. Вроде и ближе стала тайна этого удивительного инструмента, а будто бы ещё выше, ещё непостижимее.
А от нас Виктору Ряхину на память страница из «Вечернего Северодвинска» за 2013 год с публикацией интервью - тогда состоялась интернет-конференция, в ходе которой Виктор Борисович отвечал на вопросы читателей нашего сайта.
За минуту до музыки
Орган вблизи
«Об органной музыке я могу говорить часами»
Фото Елены Николихиной