Преподобный Серафим Саровский. Фото vk.com/arh_eparhia
С греческого «апостол» переводится как «посланник». Так Церковь отмечает тех, кого Сам Христос избрал: это прежде всего 12 апостолов, чьи имена мы знаем из Священного писания. Кроме того, известен апостол Павел, особым образом призванный Иисусом на служение, и 70 апостолов, также избранных Христом. В Писании мы встречаем только некоторых из этих 70-ти, всех остальных сохранила церковная память.
Есть еще риторический оборот: например, святителя Иннокентия (Вениаминова) часто называют «апостолом Аляски» - он нес Слово Божие аборигенам. Есть и «равноапостольные» - и тут те, кто хотя и не был в числе избранных Христом апостолов, но совершал служение, равное, одинаковое с апостольской проповедью. Среди них – равноапостольная святая Мария Магдалина, первой возвестившая человечеству о Воскресении Христа. А еще князья – равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир.
Блаженные
В обиходе так принято называть людей, слегка поврежденных умом. Но благодаря этому они видят в мире больше поводов для радости и блаженства, чем мы, обычные люди. Церковный календарь под «блаженными» упоминает святых, очень своеобразных по образу жизни. Иногда о них говорят: «Христа ради юродивые». Внешне они производят впечатление поврежденных умом. Однако Церковь никогда сумасшедших в лике святых не прославляет, значит, мы имеем дело с совершенно особым типом святости. Или же маскировки святости. Евангелие учит делать добрые дела втайне, дабы они не стали поводом к тщеславию. Вот потому люди, достигшие святости (состояния особой близости к Богу), всегда старались скрыть это от других. Кто-то в леса уходил, кто-то в монастыре скрывался, а кто-то принимал вид полоумного. После этого можно было не беспокоиться: сумасшедшие – совершенно неподходящий объект для почитания и уважения. Почва для тщеславия – неблагоприятная. Но по каким-то признакам (чаще всего по силе молитвы) люди все же отличали блаженных от обычных сумасшедших, и потому есть среди сонма святых десятка два-три – Христа ради юродивые.
Мученики
Это те, свидетельством святости которых была мученическая кончина. Подразумевается, что был у человека выбор: отречься от веры, либо расстаться с жизнью. В «Житиях Святых» много удивительных историй мученичества, выбора между вечной жизнью и вечной смертью. Очень полезно читать и на их фоне становится очевидным наше духовное состояние (жалкое очень) при гораздо менее значительных угрозах и искушениях.
Праведники
Церковный календарь называет так святых, которые святости достигли в миру. Есть среди них священники, крестьяне, отроки, вдовы… В монастырь они не уходили, тяжелым испытаниям иногда не подвергались – просто по-христиански жили, благочестиво. Были трудолюбивы и благочестивы. Иногда об их праведности окружающие могли узнать только после их смерти.
Преподобные
Это святые, которые несли свой подвиг в монашестве. Основоположник монашества – преподобный Антоний Великий – был неграмотный, читать не умел, но для того, чтобы начать монашескую жизнь, ему потребовалось только услышать, как в храме на богослужении читался отрывок из Евангелия: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, раздай нищим… и следуй за мной…» Он услышал. И исполнил Божие: «Иди за мной». В эти два слова вместилась вся жизнь святого Антония, как и содержание жизни многих других преподобных.
Пророки
Это слово на слуху. Так именуется часто человек, предсказывающий будущее, ясновидящий. Однако служение и отличительная черта пророка – не предсказание. Пророк – это человек, через которого Господь открывает Свою волю, и большей частью это откровение касается событий будущего. Наиболее значительное содержание пророческой вести – отношения между человеком и Богом.
Святители
Это церковные иерархи святой жизни: епископы, митрополиты, патриархи… Для них неизбежные бумаги не затмили живых людей. Большинство из них посвятили свою жизнь просветительству среди народа Божьей веры, были богословами, проповедниками, вели строгую монашескую жизнь, проявляли мудрость.
Подготовила Н. Дмитриева
Здесь можно подписаться на газету Бабье царство