Руководитель северодвинского театра «Автограф» Татьяна Герловина: «Хочу много пьес, чтобы было много работы!»

57934
8 минут
Руководитель северодвинского театра «Автограф» Татьяна Герловина: «Хочу много пьес, чтобы было много работы!» «Автограф» отмечает юбилей! Фото с официального сайта администрации Северодвинска
27 марта народный молодёжный театр «Автограф» отметил 45 лет. Подарком для зрителей стала новая постановка сказки «Двенадцать месяцев». 

Незадолго до юбилейных торжеств и премьеры мне удалось поговорить с Татьяной Герловиной, создателем и неизменным руководителем «Автографа».

В 1977 году она, молодая выпускница Архангельского культурно-просветительного училища, организовала пионерский театр в школе №21, в репертуаре которого были спектакли на актуальные для молодёжи темы. В 1981 году театр переехал в Дом культуры строителей. А в 1987 году «Автограф» с открытием Дворца культуры «Строитель» получил новую большую сцену и более просторный зрительный зал…

- Сколько постановок было у вас за 45 лет?- интересуюсь я у Татьяны Павловны.

- Сто тринадцать. А сколько всего сыграно спектаклей за эти годы, мне и не сосчитать.

- Какое у вас сейчас количество актёров?

- Около семидесяти человек. Это люди самых разных профессий, которые выходят на сцену в свободное от основной работы время. У нас очень много заводчан - инженеры, сварщики... Есть инженеры-строители, педагог-логопед, предприниматели. Студентов много, филологов. Есть доцент САФУ.

- В «Автографе» наравне со взрослыми играют и маленькие актёры. Скажите, а какие роли больше всего нравятся детям, кого они хотят сыграть?

- Когда они приходят, они согласны на всё что угодно: стоять и махать опахалом или изображать стражника… Лишь бы на сцену пустили! Но конечно, дети, как и взрослые, мечтают о больших ролях.

- Реквизит на спектаклях просто удивительный! Кто им занимается?

- Андрей Корельский, великолепный мастер, мы его зовём «золотые руки». В спектакле «Емеля» у нас вёдра ходят по сцене — он сделал так, что они идут переваливаясь. На премьеру «Двенадцати месяцев» он нам сделал такой костёр! Таких костров ещё не было! Это не какие-то тряпочки, раздуваемые вентилятором!.. Сейчас у него новая задача - светящийся посох для этого спектакля. Он долго думает, как сделать. А потом создаёт что-то необыкновенное: волшебный шар или старинную лампу, которая зажигается сама...

- Татьяна Павловна, почему у «Автографа» сейчас нет спектаклей для подростков, молодёжи?
 

- Нет новых пьес… Драматургия сейчас изменилась: много мата, чернухи… А глубоких мыслей, над которыми потом долго размышляешь, нет. Раньше были такие авторы, как Алексей Арбузов, Михаил Рощин, Тамара Ян, Александр Хмелик (один из создателей «Ералаша»)… Они писали великолепные пьесы, в которых было то, что нас волновало... Посмотрите, сколько мы их ставили! «Одной любовью меньше», «Московские каникулы», «Попытка не пытка», «Я всегда улыбаюсь», «Джинсовый бал», «Дом под солнцем», «Восемнадцатый верблюд», «Обелиск», «Песенка о любви и печали» и другие. «Родительскую субботу» мы даже играли в школах, на родительских собраниях… Но, к сожалению, эти авторы уходят и новых пьес уже не напишут. 

Татьяна Павловна замечает, что ещё одной причиной ухода школьных пьес из репертуара стало изменившееся отношение учителей.

Из альбома с фотографиями Татьяна Павловна достаёт сложенный вчетверо листок, «послание» из восьмидесятых...

- Это письмо Тамары Ян. У неё было много пьес, мы поставили две из них - «Джинсовый бал» и «Дом под солнцем». Я отправила ей в Смоленск фотографию со спектакля, написала, что нам очень понравилась её пьеса. Спросила, нет ли у неё ещё. И вот она прислала ответ с благодарностью… Она была тогда уже очень старенькая.

- В то время переписка с автором не являлась чем-то необычным?

- Тогда это было нормально.

- Раньше школы приводили к нам все старшие классы, какие были, потом всё изменилось, - с грустью рассказывает она. - Мы поставили пьесу «Полёт кузнечика» в 2004 году, где поднимали тему «белых ворон», тех, кого не любят в классе. Три школы только и откликнулись. А 21-я школа, в которой мы когда-то начинали, не пришла…

Сейчас репертуар у театра в основном сказочный.

- Сказка спасла нас в трудные девяностые, - вспоминает Татьяна Павловна. - Приходишь в школы с билетами, а тебе говорят: «Денег нет, не до вас!» Но маленьких-то детей родителям хотелось хоть чем-то радовать... На сказки ходили. Конечно, не по пятьсот человек сидело в зале, а по тридцать… Но на взрослые спектакли не ходили вообще.

В репертуаре театра без малого сорок сказок, среди них есть такие, которые не покидают сцену десятилетиями. Не одно поколение северодвинцев на них выросло!

- Сказка «Иван Царевич» впервые была поставлена в 1986 году, Михаил Миселя тогда играл Кощея, такой классный получился из него Кощей - красивый голос, пластика… Просто глаз не оторвать! Эта сказка идёт у нас до сих пор, она очень популярна, - говорит Татьяна Павловна.
 
Она перечисляет и другие сказки, которые зрители буквально не отпускают со сцены: «Золушка» впервые сыграна в 1989 году, «Буратино» - в 1991-м. А «Снежная королева», премьера которой прошла в 1990 году, с тех пор игралась аж 133 раза!

- Но «Двенадцать месяцев», конечно, сказка особенная, заветная? Ведь она первая, которую театр, тогда ещё школьный, поставил в далёких семидесятых.

- В то время выбрать эту сказку было для меня большой глупостью, - признаётся Татьяна Павловна. - Я только закончила училище - и взяла такую огромную постановку… А коллектива ещё нет, всё ещё только начинается. Но мне повезло, мне попались очень хорошие, талантливые ребята, которые сыграли главные роли. Многие и дальше остались со мной. Таня Ковальчук, которая играла мачеху, работала у нас потом в театре. Она тоже окончила культпросветучилище, театральное отделение. Она была 27 лет со мной рядом. Сейчас её уже нет... Её дочь Юля выросла у нас здесь и играла в театре очень долго.

- Я слышала, в «Автографе» есть настоящие театральные династии?

- У нас их много. Например, сейчас со мной работает Ирина Семенец. Она сама играла в «Автографе», потом привела сюда сына Мишу, он тогда в первый класс пошёл. Он вырос, женился у нас в театре на Даше Басовой, мама которой, Ольга Басова, тоже у нас играла. Даша была признана в своё время лучшей Снегурочкой России, об этом много писали. А теперь на сцену выходит уже их сын Арсений, которому семь лет. Актёров с фамилией Семенец у нас три поколения.

- У вас ведь тоже театральная семья?

- Мой первый муж Максим Мигдалович был актёром. Сын, Евгений Мигдалович, играл в «Автографе». Он не один год был главным Дедом Морозом Северодвинска, неоднократно побеждал на российских и международных конкурсах Дедов Морозов. На ТНТ он участвовал в телепроекте «Настоящий мужчина»... Мой внук Артемий тоже играет в театре.

У Татьяны Павловны множество альбомов с фотографиями, вырезками из газет, театральными программками… Отражён здесь и тот период развития «Автографа», когда он  активно «выходил со сцены в город».

- Раньше мы участвовали во всех городских мероприятиях. Когда отмечали самую первую новогоднюю ночь в Северодвинске, встречали 1987 год, на площади работали наш «Автограф» и Юрий Кандиранда, который вёл дискотеку. Участвовали мы в Дне города, новогодние ночи устраивали, уже с ДОФом. В 2008 году на День города мы организовали «Шоу толстушек». Приглашали нас на День Военно-морского флота...

- У вас так много грамот, благодарностей и наград… Ими просто увешана вся стена! Сколько их всего, не считали?

- Нет. Это ещё не все. Здесь ещё пачка лежит… Вот целая коллекция грамот от всех руководителей отдела культуры, начиная со Скибинской, возглавлявшей отдел культуры Северодвинского горисполкома, и до Михайленко. Ещё есть коллекция грамот от всех мэров Северодвинска, есть от губернатора.

Заметно выделяется на «стене славы» диплом лауреата премии «Бренд Северодвинска». «Автограф» получил статус бренда в 2014 году.

- А есть у «Автографа» награда, которой вы особенно гордитесь?

- Нет… К наградам я отношусь спокойно. Но конечно, приятно, когда их дарят в знак заслуг перед Северодвинском…

- Какие у вас планы? Что вы хотите для себя лично и для своего театра?

- Для себя лично я ничего не хочу. А для театра — хороших пьес, чтобы было много работы. Это было бы прекрасно.

Беседовала 
Виктория ВОЛКОВА


Премьера «Двенадцати месяцев». Постановка 2022 года


Коллектив «Автографа». 1984 год. Фото из архива Татьяны Герловиной


Сцена из спектакля «Иван-царевич». Фото из архива «Автографа».


Сцена из спектакля «Двенадцать месяцев». Фото Виктории Волковой


В «Автографе» наравне со взрослыми играют и маленькие актёры. Фото Виктории Волковой


Юбилейные торжества по случаю 45-летия «Автографа». На сцене — весь коллектив! Фото из альбома «Автографа»



Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.