Был у нас в Старогольской дед Трефил, добрейший дедок, Божий одуванчик. Бабка его давно померла, а детей у них не было. Вот он получил такой надел на Дальнем поле, под Еланью!
Но горевать ничуть не стал. Собрал свои нехитрые пожитки, сел на лошадку и переехал из деревни на поле. Там построил себе небольшую избенку, а рядом выкопал колодец.
Как только выкопал он его, так сразу слава об этом колодце разнеслась по всей округе. Вода в нем была удивительная, не имела себе равных по вкусу, мягкости и цвету.
Трефилов колодец сразу же прослыл в местных деревнях необыкновенным! Со всех краев ехали и шли сюда за водой.
А дед Трефил сам с радостью встречал всех, кто приходил к нему. Сам доставал журавлем водицу, сам наливал в кувшины, ведра, фляги, бутылки, бочки, кто с чем приходил. Провожал всех с наилучшими пожеланиями, с добрыми напутствиями. Люди уходили и уезжали от него, как будто не воды, а меду напились. Так что вскоре стали говорить, что вода в Трефиловом колодце чудодейственная.
Со всяким горем и бедой люди стали бежать к Трефилу, за его водой. Если в семье не было лада между мужем и женой, они ехали к Дальнему. Там их дед Трефил встретит, обласкает, с мужем погуторит, с женой погуторит, водички им целебной нальет, мудрых советов на дорожку насоветует. Глядишь, мир и лад в семье установится. Вот что значит водичка целительная!
От неразделенной любви тоже помогала. Если девушка влюбится в парня, а он на нее внимания не обращает, тоже к колодцу идет. Дедушка Трефил ей водички наберет, ободрит, успокоит, пару советиков дельных шепнет. Она домой прибежит, а вечером парня того пригласит на чаек с пирогами. Чайку нальет, улыбнется да посмотрит ласково. А он пирогов ее налопается, чая напьется из чудодейственной водицы, «размалинится», хоть голыми руками его бери. Глядишь, к осени свадьбу и сыграют.
Девчонки, кто некрасивыми себя считали, бегали к Трефилову колодцу умываться. Дед Трефил, как увидит их, так снова тут как тут. Сколько похвалы им наговорит, что у них аж голова кругом пойдет! У кого ямочки на щечках, у кого завитушки над ушком, у кого носик курносенький, у кого веснушки, как приманочки. Утирочку им вынесет свеженькую, пока они умываются, а он их нахваливает. А они зардеются от хвальбы его. Бегут оттуда, с пригорочка, босыми пятками сверкают, а сами светятся от счастья. И все вокруг любуются ими, не налюбуются – прехорошенькие! Водичка подействовала!
У кого детишки непослушные, так надо их к Трефилову колодцу отвезти, чтобы они вокруг колодца бегали, покуда уморятся. А потом по ковшику водички им дать. А там и Трефил с ними, с ребятками-то, побеседует, одну-две притчи старинные им расскажет, душещипательные, слезу из них вышибет. Да наставление сделает, как бы так между прочим. Глядишь, ребятишки посмирнее станут, начнут к родителям со всем уважением относиться. Опять же, спасибо водичке! И тут помогла!
А самая-то славная слава об этом колодце пошла после одного случая. Водица эта однажды даже колдуньи чары разрушила. А дело было так…
Старая колдунья
У нас за баней, жила одна бабка - Козлиха. Сейчас-то там лесок сосновый вырос, на том месте. Тоже вот прямо ни с чего, как будто его кто посеял, поднялись сосенки и поперли расти. Но это уж после того, как все колдуньи чары разрушились. А тогда-то там Козлиха жила, на отшибе. И слыла эта Козлиха страшной колдуньей. Раньше света в деревнях не было, электричества-то, лучины жгли. А от лучины какой свет! Горе одно! Перед носом поставишь, тогда только видно немного. Бывало, вечерами и ночами темень одна, если месяца на небе нет. А у Козлихи, люди говорили, всегда какие-то огоньки прыгали. Отсюда, с деревни, с пригорочка, ее избенка хорошо видна была. Так вот глядят люди, а у нее огонечки какие-то светятся разными цветами! И на месте не стоят, а как будто прыгают, то вверх, то вниз, а то в сторону. Одним словом, колдунья! Много чего про нее рассказывали нехорошего, будто она людям вредила, всякие напасти напускала. То рожа у кого-нибудь случится, то чирей вскочит в неподходящем месте, то падеж скота начнется. Все Козлихины проделки! Как ее увидят издалека, так пальцы крестом в карманах держали, или за пазухой, если карманов нет. И в одно прекрасное время рожает эта Козлиха девчоночку! От кого рожает, прямо вопрос! Потому что никто из мужиков близко не подходил к ней! Да и считали ее бабкой старой, ей не определишь, сколько лет-то было! А тут хлоп, - и родила!И девчонка ее, надо сказать, очень красивая получилась! С детства росла, как картинка! Как цветочек папоротника – зеленоглазая и застенчивая. Но боялись ее люди пуще самой Козлихи. Не доверяли ее красоте. С чего бы это у старой карги, Козлихи, такая дочка должна быть? Прямо даже несправедливость какая-то! Это, говорили, обман зрения, колдовство!
Колдовские чары снял
Так или не так, а девчонка-то росла и росла, как полагается. Вот выросла Олена. Вся обозначилась, девушкой стала! А тут Козлиха возьми да помри! Осталась Олена одна там, на отшибе, среди болот. И такая ж ее участь стала, как и матери. Как только появится на деревне, так люди креститься начинают да плеваться от нее, а парней прямо в шею заталкивали в избы, чтобы не смотрели на колдунью, чтобы не очаровались, не влюбились. Через это Олена почти и не показывалась в деревне. А когда надо на базар, рукоделие какое продать или на еду обменять, то она далеко-далеко, в Тамбовскую губернию, ходила. Там-то ее никто не знал!А тут Трефил со своим колодцем! Люди валом валят к нему. Слухами земля полнится.
Как-то в воскресенье народ - в церковь, глядят, а Олена-колдунья, с коромыслом, с двумя ведерками, в чистом сарафанчике к Трефилову колодцу почесала.
Как и что там было, никто не знает, а только с того времени пошла молва, будто Олена приходила за водой, чтобы колдовские способности с себя снять, какие ей мать, умирая, передала. Мол, не хочет она колдуньей быть, а хочет быть, как все, простой смертной. И поползли слухи, что умылась Олена этой водой, попила, и очистилась от колдовства. Стала обычной девушкой. У Трефила об этом спрашивали, он подтверждал, а сам в бороду усмехался.
А тут скоро Олена замуж вышла, за Игната. Сирота он был, голь перекатная, кто за такого пойдет, уцепиться не за что было! И на Олене никто бы не женился за ее прошлое. Вот они и выручили друг друга!
Она со своих болот перебралась к нему на заливной берег Савалы. Из мокроты да в сырость! Стали жить да поживать! Говорят, ребятишек нарожали – тринадцать душ! И какая в то время смертность в деревнях была от голода, а ребятишки, вообще, как мухи умирали, их даже и не оплакивали, Бог дал – Бог взял, каждый выживал, как мог, а у них ни один не умер!
Но насчет этого люди в Старогольской по-разному говорили. Одни говорили, что это ее колдовское наследие виновато, а другие - что вода из Трефилова колодца!
Ни того, ни другого не докажешь. Да и не надо! Главное, чтоб у всех все хорошо было!
Вот с той поры Трефилов колодец стал еще больше знаменит. Даже до наших дней!
А деда Трефила только добрым словом в наших краях вспоминают!
Марина Кутепова, Воронежская область
Здесь можно подписаться на газету Ах тёща моя