Перепекание детей: что представляет собой этот странный славянский обряд

1915
2 минуты
Перепекание детей: что представляет собой этот странный славянский обряд Фото pixabay.com
Многие переживают из-за того, что некоторые обычаи и обряды, соблюдавшиеся на протяжении столетий, сегодня подверглись забвению. Полагаю, некоторые обряды все же должны остаться в прошлом. К таким я бы отнесла обряд перепекания детей. Согласитесь, звучит жутковато. И все же давайте разберемся, что представлял этот странный славянский обряд.

Слабых детей перепекали
Дело в том, что раньше, как, впрочем, и сегодня, некоторые дети рождались либо раньше срока, либо с какими-то заболеваниями. Чаще всего это были дети, страдающие собачьей старостью и сухотами. Выражаясь более современным языком, рахитом и атрофией. В некоторых случаях обряд проводили, если у ребенка была грыжа. Во Владимирской же губернии перепекали всех новорожденных без исключения. 

Так вот, обряд заключался в том, что недоношенного или больного ребенка укладывали на хлебную лопату и трижды засовывали в теплую (иногда остывшую) печь. Считалось, что такое действие припечет, то есть уничтожит, болезнь, поэтому проводившая обряд женщина иногда приговаривала: «Собачья старость, припекись в печи!»

Второе рождение в печи
Любопытно, что в народе младенцев сравнивали с хлебом, а печь с материнской утробой. В Казанской губернии лицо младенца намазывали тестом из ржаной муки, оставляя открытыми только рот и нос. Не зря про ребенка, который родился очень слабым, старухи-знахарки, зачастую руководившие обрядом, говорили, что он не допекся в материнской утробе. Чтобы младенец заново родился, его как будто бы возвращали в материнское лоно, которое символизировала печь.

Диалоги – часть обряда
Зачастую между женщинами, исполнявшими данный обряд, распределялись определенные роли и реплики. Мать или бабушка ребенка оставалась с ним в доме, а другая выходила во двор, трижды пробегала вокруг дома и затем спрашивала первую через окно: «А что ты, кума, делаешь?» Первая, засовывая ребенка в печь, отвечала ей: «Сухотку запекаю». Вторая говорила: «А ты, кума, смотри, не запекла бы и Ваньку». Женщина на это отвечала: «А что ж? И Ваньку не пожалею, лишь бы лиходейку изжить». 

Обряд был распространен повсеместно
Обряд перепекания практиковали в Поволжье, Владимирской, Ярославской, Костромской, Нижегородской, Казанской, Пензенской, Тульской, Орловской и других областях, а также в Сибири. У белорусов и украинцев он тоже был довольно распространен. 

Баба Яга – деревенская знахарка или злая ведьма?
Конечно, этот обряд очень напоминает сюжет сказки о Бабе Яге, которая жарила в печи детей, чтобы потом их съесть. Я считаю, это не просто совпадение. Просто в сказках обряды предстают в ином, искаженном свете. Таким образом, старушка-знахарка в сказке превращалась в коварную старую ведьму, решившую полакомиться ребеночком.

Маргарита Данилова, Владимирская обл.

Здесь можно подписаться на газету Травинка



Читайте также

Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.