Каргопольские гадания на Святки: вспоминаем традиции

4533
4 минуты
Каргопольские гадания на Святки: вспоминаем традиции «Старшие гадают, а я пока просто смотрю, интересно же!» Фото pexels.com
Мы до сих пор следуем многим новогодним и рождественским обычаям. Например, в наших северных краях традиционно бытует поверье о первом посетителе на Новый год, Рождество и Крещение. Мол, если это мужчина, значит, год будет удачным.

Но на Святки сегодня мало кто гадает, разве что проводятся различные игровые программы. А когда я училась в школе (в начале нулевых), гадания, хоть и осовремененные, еще были в ходу. Мы обычно вызывали «чертика» (чертили круг с алфавитом и иголкой на нитке «читали» ответы на свои вопросы), выливали воск в миску с водой и толковали получившиеся фигурки, гадали на ложках и т. п.

Мне стало интересно, какие гадания бытовали на моей малой родине – в городке Каргополе Архангельской области – ранее, и как они со временем трансформировались. Поэтому я обратилась к материалам, собранным учеными-фольклористами, а также послушала «гадальные» истории.

Сон в руку
Если вновь вспомнить школьные времена, то на Святочной неделе, чтобы увидеть суженого во сне, мы перед сном причесывались и клали расческу под подушку. Подобные способы гаданий широко освещены в работах исследователей обычаев Русского Севера. Например, в одной из них сообщается, что в с. Хотеново Каргопольского района Архангельской области бытовало такое рождественское гадание. В сочельник гадали на судьбу. Ложась спать, под голову клали пустой мешок и говорили:

«Ты, мешок порожний,
Я человек дорожный.
Сведи меня туда,
Где сегодним годом буду я».

И по сну, приснившемуся в эту ночь, толковали о том, что сулит будущий год.
А в другой деревне – Тихманьге – девушки на Рождество «рубили колодец»: складывали из спичек колодец, призывая суженого прийти ночью поить коня.

Н. П. Макарова из с. Труфаново описала собирателям фольклора (в 1998 году), как «выгадала» своего суженого: «Меня тоже научила одна тетка Таисья… Вот, говорит, ложись спать в субботу и прочитай: «Воскресенье с понедельником, вторник со средой, четверг с пятницей. Суббота-сирота, покажи мне во сне моего суженого». Три раза прочитай и ложись спать. Ведь я точно его увидела».

Будет ли свадьба
В северных селах у девушек также бытовал обычай на Святки сыпать в колечки зерно и наблюдать, чье колечко клюнет петух – той и замуж первой идти.

О. Черепанова в своей книге «Мифологические рассказы и легенды Русского Севера» отмечает, что «гадания о браке, преимущественно о замужестве, являются абсолютно преобладающими… В самых примитивных гаданиях ответ сводится к тому, будет свадьба или нет. Например, если девушка захватит из поленницы четное число поленьев или в частоколе четное число кольев, значит, выйдет замуж, нечетное – нет. Лишь в редких случаях гадают о том, богат или беден будет муж, злая или ласковая будет свекровь…»

Также девушки в полночь, не глядя, вытаскивали из поленницы полено и по его виду судили о будущем женихе. Если полено с сучьями – мужик будет горячий, ершистый, сколько сучков на полене – столько детей народится, если полено гладкое – мужик будет красивый, покладистый.

Еще «пололи» снег, чтобы узнать, в какой стороне суженый живет. На перекрестке дорог садились на снег, растянув впереди себя заднюю часть подола платья, куда накладывали снег. Перебирали снег и приговаривали: «Полю, полю беленький снежок. Залай, залай собачка на суженой сторонке. Покрой господи землю снежком, а меня повойничком». А потом слушали – в какой стороне залает собака, там и суженый живет.

«Выслушивание» судьбы
Многие исследователи упоминают о том, что в каргопольских селах были распространены так называемые «выслушивания» судьбы. Это гадания, цель которых – «услышать» адресованное гадающему предзнаменование. «Слушали» обязательно вне дома – на перекрестке, в поле, у проруби, – очертивши вокруг себя круг сковородником или кочергой. «Если услышат там – вот против какого дома гармошка заиграла, значит, ты в этом году замуж выйдешь. Если хлопнула доска или что-нибудь застрогали, то в этом году будет покойник», – поведала З. Ф. Прялухина из с. Лядины студентам РГГУ в 1997 году.

Интересный случай рассказала тогда и А. А. Фадеева из с. Печниково: «Я сама ходила слушать… В сорок пятом году зимой, ну, вот на Крещенье… Одна загадала: «Вот давайте, – говорит, – сядем, услышим что – шум какой, машина или плач – это война еще не кончится в этом году, а если песню услышим, то война должна кончиться». Она нас обчертила, она знала там слова какие, начали пять человек, сели и вот закрыли глаза все…  Вдруг гармошка заиграла, а полночь уже, все спали, нигде никого не было… И ведь война вон кончилась в том году, в сорок пятом».

Елена, Архангельская обл.

Здесь можно подписаться на газету Бабье царство



Читайте также

Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.