Маляр цеха 45 Анна Сунцова. Фото Руслана Куницкаса
Сданный в 1955 году мост через Никольское устье Северной Двины всегда называли ягринским. За свою менее чем 70-летнюю историю он успел побыть и символом процветания нашего острова, и самой большой его проблемой: узкая транспортная артерия усложняла жизнь тех, кто жил на Яграх, и ещё больше тех, кто ездил сюда на работу с материковой части города. Впрочем, пробки на ягринском мосту тоже уже часть истории. Новое гидротехническое сооружение официально введено в эксплуатацию в сентябре.
В то время, как на новом мосту через Никольское устье устраняли последние замечания, в цехе 45 «Звёздочки» реставрировали секции ограждения старого.
– Когда секции привезли в наш цех, они выглядели очень плохо, – рассказывает начальник цеха 45 Алексей Михеев. – Множество слоёв краски – около 5 мм. В цехе секции отдробеструили. Выяснилось, что три звезды сломаны.
Тогда за работу взялся слесарь 5-го разряда Павел Пудов. Демонтировал и отремонтировал эмблемы. Секции покрасили в разобранном состоянии, и только потом звёзды и колосья были возвращены на место. Сварочные работы осложнялись тем, что секция ограждения стальная, а эмблемы отлиты из чугуна.
Когда конструкции вернулись на малярный участок, за дело взялась маляр по профессии и художник по призванию Анна Сунцова.
– Я помню эти звёзды на мосту с детства, но я никогда их не рассматривала, тем более из окна автобуса много не увидишь, – признаётся Анна. – А сейчас хочется сделать красиво, чтобы сохранить память.
Инициатива сохранить память на территории предприятия принадлежит сотрудникам музея «Звёздочки». Когда проводился демонтаж моста, ограждения с символикой СССР едва не оказались в пункте сбора металлолома. Городская общественность высказалась против. Изначально о желании забрать на свою территорию советские артефакты заявляли несколько организаций. До дела дошло у двух. Две секции забрала «Звёздочка», остальные 103 ждут реставрации и установки в качестве ограждения у городского краеведческого музея.
– Сохранение истории предприятия – наша основная задача, – напоминает эксперт по комплектации музея Елена Гуцко. – А мост – это важная часть истории «Звёздочки», мы рассказываем о нём тем, кто приходит на экскурсии в заводской музей. Сохранённые эмблемы были на мосту изначально. Украшение предусмотрено проектом, разработанным государственным союзным трестом «Промтранспроект» в 1950 году. Этот проект хранится в фондах нашего музея.
Я, как и маляр Анна Сунцова, тоже помню эти звёзды и колосья с детства. Правда, из окна автобуса мне виделась не советская символика, а уютные чашки на глубоких блюдцах. И мне, как и многим коренным северодвинцам, жаль, что декору не нашлось места в дизайне нового моста. И что в проекте современного, широкого и комфортного гидротехнического сооружения не предусмотрены вообще никакие декоративные элементы.
Юлия КУЗНЕЦОВА