Пешеходные ограждения на пересечении улицы Логинова с проспектом Советских Космонавтов. Фото Полины Дмитриевой
Пешеходные ограждения установлены вдоль многих улиц Архангельска, Северодвинска и других российских городов в соответствии с требованиями ГИБДД и ГОСТов, а также в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Это решение было принято с целью разделить потоки автомобилей и пешеходов, создать наиболее безопасные траектории движения людей по проезжей части. Однако на практике металлические ограждения далеко не всегда способствуют безопасности пешеходов и водителей, а иногда создают дополнительные проблемы.
Казалось бы, благодаря заборам вдоль проезжих частей пешеходы не могут пересекать дороги в неположенных местах. Но если люди постоянно переходят дорогу в определённом месте, значит, такой маршрут для них более удобный и быстрый. Следовательно, стоит оборудовать дополнительные безопасные переходы — искусственно ограничить скорость автомобилей, лучше осветить улицы и т.д. Городская среда должна быть комфортной, в первую очередь, для пешеходов, а не для машин. Эта мысль может быть не всегда очевидной, однако европейские города, следующие принципу приоритета пешеходного движения, добились существенного снижения уровня смертности в дорожно-транспортных происшествиях. А установка заборов с целью пресечения незаконного передвижения не решает проблему, ведь некоторые пешеходы просто перелезают через ограждения и всё равно переходят дорогу там, где им удобно.
Пешеходные ограждения на пересечении улицы Логинова с Троицким проспектом. Фото Полины Дмитриевой
Могут ли заборы вдоль проезжих частей уменьшить число аварий и снизить их тяжесть? По мнению архитектора и урбаниста Ильи Варламова, наличие заборов только усиливает соблазн водителей повысить скорость. В целом, число ДТП за последние годы существенно не снизилось. С другой стороны, пешеходные ограждения создают дополнительные неудобства для автомобилистов, поскольку чтобы обогнуть их на повороте, водители вынуждены резко снижать скорость, что может приводить к заносу машины на скользкой дороге. Если бы ограждений не было, автомобиль мог бы двигаться с более равномерной скоростью. К тому же, представьте, что происходит, если машина врезается в железный забор: его куски со скоростью разлетаются в стороны и могут серьезно травмировать находящихся рядом пешеходов. Наконец, всякий раз, когда происходит подобная авария, повреждённые секции приходится менять. Зачастую это происходит не сразу, и некоторое время заборы стоят помятые и покореженные, чем дополнительно уродуют улицы.
Заборами ограждают не только дороги, но и различные учреждения, площадки, пустыри, просто клочки земли… Распространенная практика – огораживать невысокими заборами придомовые территории, которые, к тому же, иногда выкрашены в мрачный чёрный цвет.
В итоге получается городская среда, с которой сами горожане не могут нормально взаимодействовать, менее комфортная и эстетичная. Возвращаясь к бульварам, разве они не созданы для того, чтобы люди могли ходить по ним без лишних кругов, наслаждаться прогулкой вдоль деревьев и кустов? Конечно, в некоторых ситуациях ограждения могут быть необходимы, если идёт речь о разделении потоков машин и пешеходов на загруженных трассах, ограждении детей от проезжей части, ограничении парковки на газонах и тротуарах. Однако даже в таких случаях есть различные альтернативы, например, зелёные насаждения или невысокие столбики. Бесконтрольная же установка металлических ограждений на всех улицах – это иллюзия безопасности. Как мне кажется, отсутствие излишнего количества заборов является элементом взаимного доверия всех горожан, открытости и честности между людьми – того, чего нам не хватает не только в городской среде, но и в социальной сфере и в политике.
Фото Полины Дмитриевой