Тот самый дом без окон, без дверей на улице Лесной, 36. Фото Оксаны Козицыной
Предполагалось, что уже в апреле 2015 года эта ветхая «деревяшка» будет снесена. Но воз, как говорится, и ныне там. И не потому что требуются какие-то сложные технические решения, чтобы сломать то, что давно сломано, и даже не потому, что бюджет дефицитный. Дело в том, что городская администрация не может до конца решить вопрос со всеми собственниками. По закону владельцам жилья должны или деньги заплатить за изъятые метры, или переселить. Вот только власть ставит для переселенцев из таких домов свои условия по доплатам, с которыми раз за разом не соглашаются суды разных уровней.
Дорогой метр
Северодвинский городской суд удовлетворил исковые требования ещё одного северодвинца - обладателя комнаты в этой самой ветхой «деревяшке» на Лесной, 36, который не согласился фактически покупать квадратные метры в новом социальном доме.Когда-то Андрей жил в этом доме в огромной квартире площадью 124 квадратных метра, правда, с многочисленными соседями (в этом доме на восемь квартир на момент включения в программу переселения из аварийного жилья числилось 58 жильцов). У Андрея в собственности комната — 13,5 кв. метра. И комната-то небольшая, но и за переезд из неё городская администрация потребовала у мужчины доплатить.
Напомним, что у наших чиновников свой подход к вопросу определения доплаты для участников первой программы переселения — с учётом рыночной оценки как старого, так и нового жилья. Разница порой составляет сотни тысяч рублей. Понятно, что далеко не все обитатели этих трущоб могут позволить себе оформить такой кредит, тем более что банки такие сделки с администрацией города не считают ипотечными.
«Северная неделя» уже рассказывала о семье Ольги Шумиловой, которой чиновники предложили переехать из «деревяшки» на улице Торцева в новый дом при условии, что она доплатит миллион восемьсот тысяч рублей. Женщина дошла до Верховного суда, и тот встал на её сторону, заставив северодвинских чиновников предоставить семье жильё без доплат.
С Андрея тоже потребовали доплату, но мужчина не согласился платить и сумел оспорить законность этих требований в суде. Причём теперь уже чиновники даже не стали оспаривать решение городского суда в вышестоящих инстанциях. В январе решение Северодвинского суда по делу Андрея вступило в законную силу. Значит, скоро он сможет отметить новоселье.
По закону
Северодвинский суд в очередной раз разъяснил чиновникам администрации города, что собственники жилья при выселении из аварийных домов имеют право выбора в соответствии со статьёй 32 ЖК РФ: получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.Также суд напомнил: в разделе VI программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2018 годы» установлено, что источниками финансирования программы являются средства областного бюджета, средства местных бюджетов и средства Фонда содействия реформированию ЖКХ. При этом какого-либо указания на возможность привлечения денежных средств граждан, переселяемых из аварийного жилья, она не содержит.
Суд подчеркнул, что ни федеральным законодательством, ни вышеназванной адресной программой Архангельской области не установлена обязанность граждан, переселяемых из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, по доплате разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.
Следовательно, указал суд, гражданам, переселяемым из жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и находящихся в признанных аварийными и подлежащими сносу жилых домах, в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда жилые помещения должны предоставляться без каких-либо доплат.
14 - согласились платить в рассрочку
За прошедшие годы в рамках адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2018 годы» северодвинским властям удалось расселить 333 жилых помещения, которые принадлежали собственникам.При этом большинство владельцев квадратных метров в аварийных домах решили не ждать строительства социального жилья, а выбрали способ расселения путём предоставления денежного возмещения. Здесь речь идёт о 555 северодвинцах, которым принадлежало 281 жилое помещение.
68 собственников выбрали предоставление другого жилья. 21 из них согласились на условия администрации и подписали предложенные соглашения. И большая часть из них - 14 человек - приняли предложение властей использовать бюджетную рассрочку для того, чтобы выплатить разницу, которую им насчитали чиновники между стоимостью изымаемого и предоставляемого жилья. Во всех случаях это сотни тысяч рублей. Суммы, которые участники соглашений обязались выплатить, составляют от 413 тысяч рублей до одного миллиона 610 тысяч. Самые первые владельцы этой рассрочки должны расплатиться с местным бюджетом в 2025 году, последние — в 2029-м.
Выигравших суды - почти полсотни
47 собственников, не согласившись с требованиями администрации, пошли в суд и выиграли процессы. С ними власти города вынуждены были по решению суда заключить соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд путём предоставления жилого помещения без каких-либо доплат.Несмотря на то что суды раз за разом разъясняют северодвинским чиновникам, как надо читать действующее законодательство, администрация города продолжает настаивать на своём. Людям приходится тратить время, нервы и деньги на судебные тяжбы (расходы на госпошлину потом, правда, взыскиваются с проигравшей стороны, то есть из бюджета).
Как сообщили «Северной неделе» в администрации Северодвинска, на данный момент ещё восемь северодвинских собственников жилья в аварийных домах, которые участвуют в региональной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2018 годы», продолжаются судиться с городскими властями о предоставлении им жилья без доплат.
«Северная неделя» запрашивала у администрации города информацию о том, сколько ранее вынесенных решений о предоставлении собственникам жилья в аварийных домах новых помещений без доплат чиновникам удалось опротестовать в вышестоящих инстанциях. В ответе администрации города нет информации ни об одном таком деле.
Фото Оксаны Козицыной