Галина Шаверина, Елена Солозобова, Любовь Карпова и Светлана Иващенко (Севмаш) изучают карту Второго участка. Фото Оксаны Козицыной
Елена Солозобова, будучи в Архангельске, не смогла не приехать в Северодвинск, ведь она принимала непосредственное участие в издании книги Андре Сенторенс. Книгу, вышедшую во Франции ещё в 1963 году, перевёл русский архивист Дмитрий Белановский, на русском языке издание было напечатано в 2022 году.
Француженка, ставшая гражданской женой профессора восточных языков Николая Мацокина, в 1937 году как член семьи изменника Родины была осуждена на 8 лет лагерей. В 1941 году она попала в Молотовск. Освободилась в 1945 году. Андре Сенторенс было предписано остаться в городе и работать на строительстве завода № 203 вольнонаёмной.
В 1951 году француженка вновь была арестована, отбывать 8 лет лишения свободы её отправили в Вятлаг Кировской области. На свободу Андре Сенторенс вышла лишь в 1955 году.
В Молотовске Андре Сенторенс жила на улице Транспортной, работала в яслях №3, затем — вышивальщицей в артели «Искра» и медсестрой в доме малютки. На улицах Транспортной и Двинской сегодня уже не осталось ничего, что напоминало бы о тех временах. Нет даже здания интерната, которое ещё недавно там можно было увидеть. Давно нет и зданий лагерных управлений, располагавшихся в районе воинской части на улице Железнодорожной, и гаражей на Архангельском шоссе. Не осталось следов и от артели «Искра», которая когда-то находилась на пересечении улиц Советской и Железнодорожной и на Беломорском проспекте. А вот здание дома ребёнка на проспекте Ленина, где работала Андре Сенторенс, Елена Солозобова смогла увидеть своими глазами. Оно сохранилось до сих пор, сейчас там располагается казначейство. О многих деталях жизни в Молотовске 40-х сотруднику Музея истории ГУЛАГа рассказала научный сотрудник городского краеведческого музея Любовь Карпова, которая также сопровождала Елену Солозобову в поездке по Северодвинску.
В своей книге Андре Сенторенс писала о том, как много заключённых погибало в лагере от болезней. Одно из мест захоронений находится в районе реки Ширшима, сейчас там установлен мемориал «Невинным жертвам Ягринлага». Его московская гостья тоже увидела. На месте массового захоронения члены организации «Совесть» до сих пор находят останки заключенных. И даже во время этого короткого визита участники экскурсии нашли останки погибших.
Облик города, конечно, за десятилетия изменился, от построек Ягринлага не осталось и следа, но в Северодвинске помнят о той роли, которую в 30-40-е годы сыграл труд заключённых в создании будущего центра атомного судостроения России. Северодвинск помнит и чтит…
Галина Шаверина показывает карту Северодвинска с нанесёнными на неё объектами Ягринлага.
Здание бывшего дома ребёнка.
Во время экскурсии были найдены останки погибших заключенных, позже они будут перезахоронены.
Такие таблички крепились на гробы погибших, их находили и продолжают находить на месте массового захоронения заключённых Ягринлага.
Эта табличка была найдена во время экскурсии на месте массового захоронения заключенных Ягринлага.
Сотрудник городского краеведческого музея Любовь Карпова рассказывает Елене Солозобовой о жизни в военном Молотовске.
Фото Оксаны Козицыной