Лиза Ковригина. Фото Оксаны Козицыной
Сегодня мы представляем вам первых героев новой рубрики - двух школьников, которые стали партнёрами городского музея.
Она сделала на компьютере модели музейных объектов, а он написал приложение для смартфона. Она — девятиклассница, он — пятиклассник. Северодвинские школьники Лиза Ковригина и Артём Лапин стали авторами приложения «Музей в смартфоне. Нёнокса». Оно позволяет рассмотреть под любым углом ЗD-модели объектов культурного наследия старинного села: амбар, солеварню и колодец.
Лиза и Артём — воспитанники «Северного кванториума», куда и обратились сотрудники городского музея с просьбой придумать что-то, чтобы людям было проще узнавать о Нёноксе и солеварении, которое долгое время было основным промыслом в этом старинном русском селе.
Десант кванторианцев для начала сам побывал в Нёноксе, посмотрел на всё своими глазами, после этого и появилась идея создания приложения для смартфона.
Лиза, до того как прийти в кванториум, успела попробовать себя в разных сферах: занималась бисероплетением, вокалом, танцами, рисованием, ходила в модельную школу, играла в настольный теннис, ездила на соревнования... Сейчас, когда уже надо больше думать об экзаменах, Лиза сосредоточилась на занятиях английским языком и на промдизайне. В промдизайн-квантуме она и проводит всё свободное от школы и английского время.
Сначала Лиза освоила программу Fusion - это вводный модуль в 3D-моделирование, потом начала работать в программе Blender, сейчас перешла на Archicad — профессиональное приложение информационного моделирования зданий. У Лизы хорошо развито пространственное мышление, ей легко сначала представить что-то в голове, а потом начертить это.
Кстати, когда в нашей жизни появился COVID-19 и были введены карантинные ограничения, кто-то воспринял это время как передышку, а кто-то использовал его, чтобы освоить что-то новое. Здесь надо сказать о Лизиной маме. Она сама не любит скучать и другим не даёт. Так что когда все вынуждены были сидеть дома, она предложила дочке поучаствовать в конкурсах. Например, «Библиосреда». Для этого Лизе пришлось освоить ещё одну компьютерную программу — Revit. Программа предназначена для проектирования архитектурных элементов и инженерных систем, разработки строительных конструкций. Результатом стал проект библиотеки. Потом ещё были инженерные каникулы, где был создан прототип-дизайн остановки...
Руководит работой Лизы в промдизайн-квантуме Алёна Колесникова. На занятия к Алёне Александровне ребята приходят уже с 11 лет и начинают осваивать дизайн и основы конструирования - рисуют с промышленным уклоном. Ученики выполняют самые разные проекты: кто-то работает над созданием кинетической карусели, кто-то — над оригинальным декоративным светильником, кто-то - над созданием скульптур (рисует модель заготовки, которую потом можно будет заливать гипсом). Один из воспитанников занят сейчас работой над объёмной картой Северодвинска...
Но вернёмся к «Музею в смартфоне». Лиза сделала 3D-модели трёх исторических объектов — амбара, солеварни и колодца, а Артём создал само приложение с использованием AR-технологии, которое позволяет взглянуть на эти объекты со всех сторон.
Артём Лапин и Марина Анатольевна Жирнова
Артём Лапин занимается в VR-квантуме. Здесь под руководством Марины Жирновой школьники и занимаются разработками мобильных приложений с дополненной реальностью.
В кванториум Артём ходит с сентября, а до этого занимался программированием в другом кружке. Когда педагог предложила пятикласснику поучаствовать в проекте «Музей в смартфоне. Нёнокса», он согласился. Работал в программе Uniti. Артёма Марина Анатольевна характеризует как серьёзного мальчишку, который очень хорошо работает на занятиях.
В школе Артём учится на четвёрки и пятёрки. Причем, как рассказала мама Артёма Елена, он очень самостоятельный. Если в начальной школе родители регулярно проверяли домашние задания, то сейчас он делает всё сам и даже учиться стал лучше.
На выполнение домашних заданий Артём тратит времени не много — около полутора часов - и часа два в день проводит за компьютером. А ещё Артём учится играть на гитаре и занимается в кружке «Гандвик», где осваивает морскую науку.
В VR-квантуме Артём с другими пятиклассниками создаёт дополненную реальность (один объект), а ребята постарше делают симуляторы для виртуальной реальности (воссоздают весь мир). Недавно по заданию ПКБ «Севмаш» сделали 3D-модель надводного корабля, который плывёт по морю, а его движением управляет капитан со своего мостика. А сейчас ребята работают над созданием приложения для школы по биологии. При наведении камеры телефона на учебник, где, допустим, нарисована клетка, она будет показываться объёмно - в 3D.
Работа над приложением по Нёноксе ещё продолжается. Сотрудники музея смотрят, высказывают свои пожелания, ребята вносят дополнения. Появится историческая справка об объектах, кроме того, школьники хотят улучшить дизайн и адаптировать приложение под все мобильные платформы.
Лиза уже начала работать над новым проектом. Вместе с другими ребятами из промдизайн-квантума она создаёт виртуальный образ дома Пикуля. Кем станет в будущем, Лиза ещё не решила. Привлекают архитектурные вузы, но время принять окончательное решение ещё есть. Артём тоже пока думает, чем заняться в будущем. В ближайших планах — создание собственной компьютерной игры.
Так выглядят музейные объекты в приложении, созданном школьниками