Школа, ты не старишься, никогда не старишься...

54327
9 минут
Школа, ты не старишься, никогда не старишься... Фото из архива Нины Сивковой, фото Виктории Волковой
Прочитала воспоминания Людмилы Дедовой «Юность на проспекте Ленина» («Северная теленеделя» №51 от 11.12 2021 года), и очень захотелось написать о своей любимой школе и о наших учителях, которые не только давали знания, но и старались воспитать нас настоящими людьми.

В 1949 году мы, ученицы 9-го класса школы №7 на улице Торцева, узнали, что будет строиться новое здание. И очень переживали, будет ли оно готово к 1 сентября 1950 года. В августе, узнав, что у нас будет новоселье, мы все срочно сшили белые фартуки. И 1 сентября пришли на занятия в них по собственной инициативе — в то трудное время ещё не требовали единую школьную форму.
До 1944 года в старом здании школы №7 был госпиталь. В 1943 году мы, ученики 3А класса школы №3, впервые попали туда с нашей юной и очень красивой учительницей Татьяной Михайловной. И регулярно посещали госпиталь с обязательной концертной программой: пели, читали стихи и даже ставили драматические номера.

Бессменным директором школы №7 с 1944 года и до своей пенсии была Мария Николаевна Соловьёва. Её уроки проходили очень интересно.

Завуч школы Вера Петровна Сергеева преподавала физику. Она требовала, чтобы при подготовке к очередному уроку мы, выполнив задание, повторял материал двух предыдущих уроков и читали материал двух последующих. Знания были очень прочными, а физика — любимым предметом.

При выборе института для учёбы в Ленинграде я руководствовалась принципом: поступать в тот, где на вступительных экзаменах сдают физику.

Расскажу такой случай. После первой контрольной по физике преподаватель на общефакультетской лекции огласила результат конт­рольной. Услышав свою фамилию с результатом «четыре», я громко спросила: «А что, вы тоже снижаете оценки за почерк?» В школе учитель Анна Константиновна Головешкина делала это. Слышу ответ: «Нет, у вас ошибка в работе».

Представьте картину. В аудитории сто человек. Стоит пигалица — рост 156 сантиметров, вес 46 килограммов - с косичками и уверенно заявляет: «Ошибки у меня не может быть!» Надо отдать должное этой умной женщине, доктору экономических наук. Она перепроверила мою работу и исправила оценку на «пять».

Самым любимым школьным учителем была наша классная руководительница в 8-м и 9-м классах Сарра Борисовна Сиротенко, учитель литературы и русского языка. Литератор от Бога. Она рассказывала нам так много и так интересно! Требовала, чтобы мы выражали своё мнение по теме урока. От неё мы узнали и об Ахматовой, Есенине, Мандельштаме, которых не было в программе. На уроке русского Сарра Борисовна иногда говорила: «Если вы самостоятельно проработаете сегодняшнюю тему, я вам расскажу о таком-то поэте или писателе». Мы с восторгом соглашались. Но русский действительно знали серьёзно и писали грамотно.
Как-то она сказала, что знает «Евгения Онегина» наизусть. А так как я всегда любила стихи, то выучила не только «Евгения Онегина», но и «Медного всадника».

Но особенно любила Сарра Борисовна Маяковского и, смеясь, говорила: «Меня муж только к Маяковскому ревнует». Её муж был военным, его часто переводили. Поэтому с Саррой Борисовной мы со слезами расстались после окончания 9-го класса.
С душевной теплотой я вспоминаю свою классную руководительницу в седьмом классе Анну Константиновну Головешкину, заслуженного учителя РСФСР. Многодетная мама, она относилась к нам с материнским теплом и легко прощала шалости и ошибки.
А теперь о снижении оценок за почерк. Для меня с первого класса самым трудным был урок чистописания. Красиво писать не получалось. Мой дед, окончивший церковно-приходскую школу, обладал каллиграфическим почерком. Приехав к нам в гости и увидев мою писанину, он возмутился. Из белой бумаги дед сделал довольно толстую тетрадь, разлиновал её в косую линейку. И заставлял меня каждый вечер переписывать что-нибудь, пока не закончится тетрадь. И я каждый вечер добросовестно писала. К его отъезду мой почерк улучшился значительно. Но зато Анна Константиновна, увидев, что я могу писать прилично, стала ставить мне оценку и за письмо, если я снова была небрежна.

Учитель немецкого языка Виктор Александрович Горних дал нам очень прочные знания и научил любить немецкий. С первых занятий в институте преподаватель немецкого обратила внимание на нас с Валей Вьюхиной, с которой мы вместе поступили и учились. Как-то она спросила нас, какую из ленинградских школ мы окончили - большинство наших студентов были ленинградцами. Услышав, что мы из Северодвинска, удивлённо произнесла: «Надо же. Такая провинция и такие знания!» Мы, конечно, возмутились: никакая Северодвинск не провинция, очень хороший город.

Кстати, в аттестате у меня по немецкому четвёрка. А в дипломе - пятёрка. И эти знания сохранились и очень помогли при сдаче кандидатских экзаменов.

Учителем физкультуры с девятого класса стал молодой красивый спортсмен Борис Иванович Синяков. В 1949 году в городе построили спортивный зал на улице Советской. Кстати, строила его бригада учеников Николая Титовича Новикова, которому установлена памятная доска на ДМ «Строитель». Единственная в городе посвящённая бригадиру-рабочему и его бригаде. 
Борис Иванович создал в спортзале баскетбольную секцию. Половина девчонок нашего класса стала в ней заниматься. И на городских соревнованиях по баскетболу в 1950 году команда десятиклассниц школы №7 обыграла взрослую команду завода №402 (ныне Севмаш). И заняла первое место в городе.

Очень большое внимание Борис Иванович уделял технике ходьбы на лыжах. На первых же соревнованиях по лыжам в институте я выполнила норматив третьего разряда. Вёл наш учитель физкультуры и конькобежный кружок в школе №1.
Позднее учителем физкультуры у нас стал гимнаст Фрол Никитич Криворотов.

Учитель черчения Виктор Антонович Чех, заметив способности Лиды Фефилатьевой, так подготовил её к поступлению в Московский архитектурный институт (занимался с ней по индивидуальной программе, разумеется, бесплатно), что она выдержала фантастический конкурс — чуть не сто человек на место. Училась наша Лидия в одной группе с известным поэтом Андреем Вознесенским.

Дирекция школы устраивала для нас, десятиклассников, встречи с людьми разных профессий. Молодой архитектор Маргарита Захаровна Кулябина так интересно рассказывала о своём институте и о своей работе, что Лида захотела стать архитектором. Успешно окончив институт, она начала работать мастером на стройке. А закончила руководителем отдела в проектно-конструкторском бюро Севмаша. Привязку стелы на въезде в город делала она. И слово «Северодвинск» на ней написано её рукой.
Надо сказать, что обучение в старших классах школы было платным. У меня случайно сохранилась квитанция на оплату пяти рублей за полгода. На квитанции роспись М.Н. Соловьёвой. Если в седьмом классе училось более тридцати человек, то в восьмой пошли только одиннадцать тех, кто очень хотел получить высшее образование и кого могли учить родители.

У многих отцы погибли в войну. Мой папа, защищавший Ленинград, вернулся домой инвалидом без правой ноги. А папа Вали Вьюхиной, тоже защитник Ленинграда, погиб в 1941 году. Они с братом были на могиле отца. 

Валя была очень доброй и очень способной девочкой. Она жила в доме 16 на углу улиц Железнодорожной и Республиканской. В то время на Республиканской укладывали асфальт, работали пленные немцы. Мне запомнился один пожилой немец, работавший на автоукладчике. Он пытался разговаривать с нами, наверное, вспоминал своих детей. Однажды он попросил еды, и Валя сбегала домой и принесла ему кусочек хлеба.

Я говорю: «Ты ему хлеб даёшь, а, может быть, он твоего отца убил». А она отвечает: «Да жалко его». Кажется, пленные тогда получали норму больше наших детских.

Привитое нам учителями чувство справедливости, порядочности и ответственности проявилось у нас с Валей на первом комсомольском собрании в институте.

Разбирали персональное дело пятикурсника, решали вопрос об его исключении за аморальное поведение, так как он отказался жениться на своей однокурснице. А она написала жалобу в комитет комсомола.

И такую развели бодягу по этому поводу, что мы с Валей не могли выдержать и вступили, гневно сказав, что нам, первокурсницам, стыдно. Взрослые люди не понимают таких простых вещей: семья невозможна без любви... и так далее. Очень эмоционально выступили. Дело прекратили, парень остался в институте. А позднее они, кажется, поженились.

Когда в 1949 году объединили учениц седьмой и восьмой школ, так как в городе осталась только одна женская школа с десятилетним образованием, некоторое время у нас не складывались отношения в коллективе. Нас это не устраивало. На первом же комсомольском собрании мы очень серьёзно поговорили об этом и решили жить дружно. Кроме того, мы решили не пользоваться шпаргалками и подсказками, что и осуществили.

И 31 человек выпуска 1951 года поступил в высшие учебные заведения Москвы, Ленинграда, Таллина, Архангельска. Это был единственный выпуск в городе, когда все выпускники поступили в институты. И  все стали неравнодушными и активными гражданами, как хотели наши дорогие учителя. Мы благодарны им за любовь, заботу, прочные знания.

И очень хочется, чтобы наша любимая школа №7 возродилась. В этом году можно отмечать уже десятилетие её ремонта. Чем это объяснить? Каковы перспективы? И быть ли юбилею работающей школы №7?


Нина СИВКОВА (Бурмагина), дочь первостроителя города, ветеран труда РФ, почётный ветеран ПО «Севмаш», зам. председателя совета общественного движения «Дети войны Молотовска»


*В заголовок вынесены слова из песни «Школьные товарищи» (слова Михаила Пляцковского, музыка Никиты Богословского).


Вопросы Нины Михайловны мы направили в пресс-службу городской администрации Северодвинска и вот какой ответ получили:

- Здание бывшей школы №7 передано в хозяйственное ведение прогимназии №1. Несколько лет назад было решено переоборудовать его под начальную школу. Вопросы расселения жителей близлежащих домов администрация Северодвинска решила. Однако постоянно меняющиеся СанПиНы в сфере образования, а также растущие цены на строительные работы вносят коррективы в планы города на это здание. К тому же до сих пор нет федеральной программы реконструкции зданий системы образования, следовательно, вся финансовая нагрузка ляжет на городской и областной бюджеты.

В ближайшее время городская администрация намерена вернуться к рассмотрению перспектив восстановления здания на улице Полярной, 12а. Это будет комиссионная работа, в которой примут участие представители управления строительства и архитектуры, управления образования и депутаты городского Совета. 



Девятый класс школы №7. В центре классный руководитель Сарра Борисовна Сиротенко. Фото из архива Нины Сивковой


Десятиклассницы. Фото из архива Нины Сивковой


Мария Николаевна Соловьёва, Анна Константиновна Головешкина. Фото из архива Нины Сивковой


Вера Петровна Сергеева, Фрол Никитич Криворотов. Фото из архива Нины Сивковой


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.