Не все тополя выживают после «омоложения». Фото Виктории Волковой
Защитники нашего здоровья
Все мы, конечно же, понимаем, что зелёные насаждения нужны не только для красоты: деревья в городе выполняют ряд жизненно важных для человека функций. Во многом от них зависит наше здоровье.
Прежде всего они помогают нам дышать, вырабатывая кислород. Очищают воздух, загрязнённый крупными предприятиями и сотнями автомобилей (которых с каждым годом всё больше). Снижают уровень шума, служат своеобразной звукоизоляцией. Недаром деревья и кустарники высаживают на газонах вдоль дорог — они щитом закрывают жилые дома от автомобильных выхлопов и нескончаемого рычания моторов. Зелёные дворы – настоящие островки здоровья. А перед одним из крупнейших в городе предприятий, Севмашем, раскинулся целый заводской парк - санитарно-защитная зона.
Деревья в городе также снижают скорость ветровых потоков. А в жаркие летние дни, которые и на Севере уже не редкость, дарят благодатную тень, не дают людям расплавиться между палящим солнцем и раскалённым, как сковорода, асфальтом.
Наконец, деревья — это природные психотерапевты, которые оказывают благотворное воздействие на нашу нервную систему. Тут работает всё: и радующая глаз красота, и успокаивающий зелёный цвет, и тихий шелест листвы...
Тем удивительнее жажда горожан, а также городской администрации избавиться от зелёных целителей или до предела снизить их огромную пользу. Мы буквально сами себе перекрываем кислород. И больше всего достаётся тополю, безусловному лидеру по всем указанным выше полезным качествам.
«Да что им будет?!»
Многие считают, что тополю глубокая обрезка нипочём — превращённое в голый столб, живучее дерево вскоре начинает выпускать новые веточки. Однако мы видим на городских улицах не только обросшие после стрижки, но и засохшие после такого «омоложения» тополя. И их немало.
В мае мы писали о готовности Северодвинска присоединиться к проекту «Зелёный каркас». Напомним, что речь идёт о хорошо зарекомендовавшем себя в Архангельске опыте создания интерактивной карты объектов городского озеленения. Она позволяет в том числе контролировать состояние деревьев и кустарников. По словам автора проекта Валентины Морозовой, в ходе работы удалось выявить и реакцию деревьев на глубокую обрезку — это не оздоровительная процедура, а серьёзная рана, она резко ухудшает состояние даже крайне живучего тополя. Дерево, спиленное «в столб», может погибнуть сразу или засохнуть в течение нескольких лет.
Уход за деревьями – дело серьёзное
Так почему же деревья год за годом обрезают именно так? Интересный вопрос, ведь существует официальный действующий документ - Приказ Госстроя РФ от 15.12.99 №153 «Об утверждении правил создания, охраны и содержания зелёных насаждений в городах Российской Федерации», который предлагает грамотные, профессиональные указания по посадке и уходу за городскими зелёными насаждениями. Та же омолаживающая обрезка представлена там следующим образом:
«Омолаживающая обрезка - это глубокая обрезка ветвей до их базальной части, стимулирующая образование молодых побегов, создающих новую крону <…> Омолаживание деревьев следует проводить постепенно - в течение 2-3 лет, начиная с вершины и крупных скелетных ветвей <…>. Обрезку ветвей следует проводить, укорачивая их на 1/2-3/4 длины. В случае образования большого числа молодых побегов из спящих почек необходимо произвести прореживание, убрав часть из них. <…>. Одновременно с омолаживанием кроны в целях повышения жизнеспособности ослабленных деревьев и кустарников следует проводить и омолаживание корневой системы. Для этого растение окапывают траншеей шириной 30-40 и глубиной 40-60 см на расстоянии, равном десятикратному диаметру ствола. После зачистки корней в траншею следует насыпать удобренную землю и полить растение».
Как видим, этот вариант отличается от принятого у нас, как модельная стрижка от бритья под ноль ржавой бритвой (да ещё и с риском лишиться ушей).
Кроме того, в приказе перечислен необходимый городским деревьям уход – полив несколько раз в сезон, внесение удобрений, санитарная обрезка кроны (удаление сухих, сломанных ветвей и постепенная, по одной-две в год, обрезка больных ветвей), заделывание ран, дупел и механических повреждений. Важен и уход за газонами, на которых растут тополя (особенно если речь идёт об истощённых газонах вдоль автодорог), в том числе периодическое землевание – добавление нового плодородного грунта.
Каждый дачник знает, во что превратятся сад и огород без постоянного ухода. Так почему мы не ухаживаем за городскими зелёными насаждениями, а лишь бесконечно «косим» их?
Приказ не указ
За разъяснениями мы обратились в городскую администрацию. Ответ был подготовлен комитетом ЖКХ, транспорта и связи и отделом экологии и природопользования администрации Северодвинска.
В отправленном нами запросе прежде всего уточнялось, почему в Северодвинске не применяют на практике такой полезный документ, как Приказ Госстроя РФ от 15.12.99 №153. Удивительно, но администрация назвала его «рекомендательным документом», который применяют лишь «в некоторых вопросах по уходу за зелёными насаждениями», а в остальных случаях пользуются «другими, более современными источниками информации». Правда, какими именно современными источниками, не уточняется. Вряд ли оттуда взята «обрезка в столб» (это практиковалось еще в 90-х). Кстати, о столбах: такой способ «омоложения» администрация указывает как единственный возможный для старых тополей, проблема которых – «постепенное загущение крон, что приводит к увеличению количества усыхающих и ослабленных ветвей, которые создают внутри кроны благоприятные условия для развития различных заболеваний, гнилей и возникновения дупел». Но разве не логичнее проводить периодическую формовочную обрезку, удалять именно засохшие и слабые ветки, прорежать крону, подрезать (но не полностью удалять) слишком длинные ветви? При наличии автовышек для высотных работ это вполне возможно.
К сожалению, администрация не ответила, какой научной организацией и в каком году разработаны практикующиеся сейчас в городе методы обрезки. Однако было указано, что высоту и особенности обрезки деревьев определяет техническое задание к муниципальному контракту, а «степень обрезки зависит от вида дерева, его возраста и состояния кроны».
Допустим, метод всё же разработан опытными специалистами по городскому озеленению и основан на научных данных. И, как утверждает администрация, при наличии неповреждённых корней обрезанный «в столб» тополь за пару лет даст новую крону. Тогда почему мы видим так много погибших после такой процедуры деревьев?
Может, дело в исполнителе? Мы спросили у администрации, кто именно проводит ежегодную обрезку деревьев. Ведь по уму этим должны заниматься профессионалы. Выяснилось, что подрядчик «определяется по итогу проведения аукционов». К сожалению, повис в воздухе вопрос, являются ли подрядчики и исполнители квалифицированными специалистами именно в вопросах озеленения. Возможно, единственное требование к ним - умение работать бензопилой.
Отвечают ли эти люди за возможную гибель дерева? Администрация пояснила, что есть гарантийный срок – если в течение года после обрезки дерево погибнет, подрядчик обязан выкорчевать и вывезти его к месту утилизации и провести компенсационную посадку. Но не слишком ли это малый срок? Множество тополей гибнет на второй, третий год после обрезки. На каждой улице есть изрядное количество таких «столбов» с засохшей молодой порослью. И за это уже никто не отвечает.
Кто боится тополей?
Ежегодно в Северодвинске лишаются крон десятки, а то и сотни тополей. И далеко не всегда это старые, разросшиеся деревья. Обрезанные несколько лет назад тополя с едва оформившейся кроной вновь подвергаются этой шоковой процедуре, хотя им хватило бы и формовочной обрезки. Администрация не предоставила на наш запрос данных, как потеря такого большого объёма зелёной массы отражается на экологии города (количество автомобилей и негативное воздействие предприятий при этом явно не уменьшается).
Зачем нужна городу такая глобальная «стрижка»? В ответе администрации указано, что на территориях общего пользования она проводится по многочисленным и горячим просьбам самих горожан. Вряд ли речь идёт об аллергиках, недовольных тополиным пухом. Тем более что учёными доказано: аллергию вызывает не сам пух, а пыльца других растений, цветущих в то же время. Возможно, виноваты частые случаи травмирования людей в результате падения веток или деревьев? В запросе мы попросили у администрации привести статистику, сколько человек получило таким образом травмы за 2019-2022 годы. Как выяснилось, таких случаев за указанный период вообще не зафиксировано. Зато в ответе указано, что «в результате неоднократного падения тополей или их веток происходит порча имущества граждан (например, транспортных средств)». Так получается, речь идет об автомобилях? И, видимо, тех, которые граждане паркуют на газонах на территориях общего пользования, в непосредственной близости от зеленых насаждений? То есть в неположенном месте? При всём сочувствии к автолюбителям – не деревья виноваты в их бедах.
Что касается массового падения тополей, то в последний раз такое было пять лет назад, в августе 2018 года, когда в городе бушевал сильнейший ураган. Такой разгул стихии бывает не каждое десятилетие, и судить о неустойчивости тополей по этому экстраординарному событию вряд ли стоит.
Раньше гости Северодвинска с восторгом и завистью называли наш город самым зелёным. Очень не хочется, чтобы в наши дни он превратился в заповедник уродливых, корявых пней, а то и вовсе в бетонно-асфальтовую пустыню. Давайте с должным уважением и заботой относиться к тополям, которые старшее поколение северодвинцев с любовью передало нам в наследство. И ценить ту огромную пользу, которую деревья нам приносят.
Соблюдение правил содержания зелёных насаждений с учётом специфичности среды их произрастания является необходимым условием создания устойчивых, долговечных и высокодекоративных насаждений в городе (Приказ Госстроя РФ от 15.12.99 №153).
Вместо формовочной обрезки - снова стрижка «под ноль». И так раз за разом.
Истощённые газоны, забывшие, что такое землевание. Фото Виктории Волковой