Всех заворожил древний инструмент тар. Фото автора
Как звучит тар?
12 ноября в Доме корабела было шумно и весело — уже в который раз фестиваль «Во поморской стороне живём» собрал вместе представителей различных землячеств, живущих в нашем городе.
Были здесь землячества ненецкое, лешуконское, пинежское, шенкурское, холмогорское, бурятское и азербайджанское. Можно было также пообщаться с представителями северодвинской еврейской общины, северодвинского казачьего общества, творческого объединения «Нёнокоцкая ключёвка» и организаций «Возраст Мудрости» и «Апельсин».
Вот казачка изумляет всех чудесами фланкировки — это эффектный танец с двумя шашками, от которого захватывает дух. А вот поморские жёнки водят хоровод. Рядом женщина в ненецком наряде предлагает «поймать оленя» - накинуть аркан на оленьи рога. В ненецком землячестве «Тосавэй» могут многое рассказать об огромном значении северного оленя в жизни их народа.
Конечно, у каждого землячества есть на фестивале своё место, где проводят мастер-классы, показывают на манекенах народные костюмы или учат играть в национальные игры. Но очень быстро люди перемешиваются — идут знакомиться, общаться, узнавать что-то новое, открывать что-то объединяющее.
В холле юноша и девушка из азербайджанского землячества в национальной одежде XVII века настолько зажигательно исполняют лезгинку, что к танцу присоединяются казаки и поморы.
А у Ниджата из азербайджанского землячества и руководителя «Нёнокоцкой ключёвки» Александры Шумиловой зашёл разговор о народной музыке. Ниджат рассказывает о национальном струнном щипковом инструменте тар, известном с XIII века. «Тар» в переводе с персидского языка означает «струна», «нить». Музыкальное направление, в котором он используется, называется мугам (пение в сопровождении трёх музыкальных инструментов). Помимо любви к народной музыке нашлась у двух, казалось бы, совсем разных людей ещё одна точка соприкосновения – отец Ниджата когда-то служил в военной части в Нёноксе, а сам он мечтает побывать в древнем селе.
Шагай наадан: бросаем кости!
Бурятская национальная игра шагай наадан притягивает и взрослых, и детей. Оторваться просто невозможно! Играют в неё, кидая своеобразные «кубики», сделанные из костей лодыжек разных животных. О ней мне с удовольствием рассказала Жаргалма (по-бурятски её имя обозначает «счастье»):
- Это один из видов национальных игр Бурятии, наравне со стрельбой из лука, борьбой и конными скачками. К сожалению, здесь мало места и другие игры мы показать не можем. Для шагай наадан традиционно используют кости пяти священных для бурятов животных (барана, козы, лошади, коровы и верблюда). Количество игровых костей было ещё и показателем благосостояния: от одного барана их можно было получить только две, так что у кого больше костей, у того больше баранов, и тот считается самым богатым.
Другая представительница бурятского землячества с русским именем Ирина рассказала о традиционном костюме.
- Он называется дэгэл, его носили и мужчины, и женщины. Здесь у нас дэгэл женский. Головной убор по форме напоминает юрту, традиционное жилище бурятов. Кстати, наше традиционное блюдо, бузы, тоже лепилось в виде юрты.
Тринадцать месяцев в году
Представители еврейского землячества рассказали о своих праздниках и духовных традициях. Наверное, одним из самых известных в мире еврейских праздников является Ханука. Её ещё называют «праздником света» и отмечают восемь дней. Каждый день на специальном подсвечнике, ханукии, зажигают свечи: в первый день – одну, во второй – две и так далее. Всего на ханукии девять свечей, но одна считается «служебной», от неё зажигают остальные.
Любопытно, что у евреев есть свой традиционный лунно-солнечный календарь, который они используют наравне с привычным нам григорианским. Летоисчисление там ведётся с 3761 года до нашей эры (от сотворения мира, невольно вспоминается, что летоисчисление на Руси в допетровское время также велось от сотворения мира). То есть сейчас мы живём в 5783 году. Согласно этому календарю, в году 354 дня и раз в семь лет бывает високосный год, когда накопившиеся «лишние» дни складываются в дополнительный, тринадцатый месяц.
Каждой дочери — по шали
Красивые и многообразные народные костюмы Русского Севера представили «Нёнокоцкая ключёвка», пинежское, лешуконское и другие землячества. Кажется, наряды совсем разные, но приглядишься — видишь в них нечто общее, повторяющиеся элементы, которые сближают географически разделённые районы.
Воссозданные костюмы дополняют самые настоящие раритеты из бабушкиных сундуков. Например лешуконский костюм с казакином, сшитый в наши дни по традиционным образцам, украсила старинная рипсовая шаль. Владелица шали Людмила Васильевна рассказала, что это семейная реликвия, от бабушки перешла к её маме, а от мамы – к ней. В семье есть две старинные шали – как раз для двух её дочерей, продолжательниц семейных традиций.
- Семейные реликвии приносят в дом душевное тепло, их надо хранить, - уверена Людмила Васильевна.
Именно здесь, на фестивале, видно, как много в городе таких людей — хранящих душевное тепло народных традиций. Общаясь, находя взаимопонимание, землячества приумножают это тепло и дарят его всем нам.
От игры шагай наадан трудно оторваться!
Лешуконское землячество
Село Нёнокса и республика Бурятия: ближе, чем на карте
К зажигательной лезгинке присоединилась казачка
Ненецкое землячество «Тосавэй»
Холмогорское землячество
Шенкурское землячество
Заходите к нам на посиделки!
Людмила Васильевна и её семейная реликвия. Фото автора