Северодвинский драмтеатр завершил свой 85-й сезон показами юбилейного исторического альманаха

43923
7 минут
Северодвинский драмтеатр завершил свой 85-й сезон показами юбилейного исторического альманаха Пьесы, которые шли в городском театре... Сцена из «Ревизора». Фото Владимира Ларионова
«Мы рождены в посёлке Судострой» – так называется представление, которым Северодвинский драматический театр завершил 85-й творческий сезон. Коллективное «мы» в названии включает в себя завод, город, театр. Именно в такой контекст включено всё происходящее на сцене и на экране. Да, я не оговорился, большой, на всю сцену, экран – полноправный участник театрального спектакля, жанр которого обозначен как театрально-исторический альманах (автор сценария и режиссёр Анастас Кичик).

На экране хронограф, начинает он свой отсчёт задолго до основания завода, города, театра, а именно от эпохи Петра Великого, который определял величие державы наличием у неё сильного флота. Нынешний год для первого российского императора юбилейный. Понятно, что мимо этого события не пройти, ведь, по сути, всё взаимосвязано: флот российский начинался у нас на Севере, к тому же стены Николо-Корельского монастыря, на месте которого вырос завод, положивший начало городу и театру, помнят петровские времена.

И всё-таки посёлок Судострой – это совсем другая эпоха, напрямую связанная с величием и мощью российского флота. А потому прокручивается табло видеохронографа до даты 1936 год: на берегу Белого моря появляются первые строители завода и города. На сцене в исполнении артистов театра оживают страницы книги начальника строительства завода Ивана Кирилкина «Беломорский богатырь», будущий город в ней описывается не только индустриальным, но и культурным центром.

Но вот на экране высвечивается 1937 год, с этого момента начинается история театра-юбиляра. Первый спектакль – «Лжец» Карло Гольдони из репертуара Северного театра рабочей молодёжи (трама), переведённого из областного центра в строящийся посёлок, на его основе был создан новый профессиональный театр. Открывается экран-занавес, чтоб продемонстрировать фрагмент именно из этой классической итальянской комедии. 

Венеция, полная луна, покачивающаяся на воде канала гондола… Появляются персонажи в ярких костюмах: дамы, кавалеры, уличные музыканты. Звучит серенада – а как иначе! Флирт, азарт, вдохновенное враньё (вспомним название комедии). Вверху, на площадке ажурной лестницы, забавные сестрички-хохотушки Розаура (Екатерина Александрова) и Беатриче (Елена Быстрова), внизу влюблённый кавалер Флориндо (Валерий Селёдкин) и его рассудительный слуга Бригелла (Сергей Полетаев), они заказывают уличным музыкантам серенаду. Те «подплывают» и выполняют заказ в лучшем виде, эффектно переходя на явно роковый драйв (в ролях музыкантов блеснули Анна Венгерович, Маргарита Кичик, Павел Митякин). Однако воспользовался плодами заказанной другим серенады пройдоха-ловелас Лелио (Михаил Быстров); от высыпавшихся на него романтических щедрот перепало и его простоватому слуге Арлекину (Павел Варенцов), пытающемуся подражать своему господину в любовной игре, благодаря чему ему удалось завладеть вниманием любвеобильной служанки Коломбины (Юлия Калиберда). 

Процитируем историка театра Андрея Нефёдова: «Комедия дель арте среди осенних болот – приехавший театр нашёл чем впечатлить Судострой!» А потом барак, наскоро перестроенный для театральных представлений, сгорел; в рекордный срок, всего за месяц, судостроевцы возвели новое театральное здание. Следует отметить знаменательный факт: театр оказался старше города, посёлок Судострой стал городом Молотовском лишь год спустя после открытия в нём профессионального театра.

В конце 30-х – начале 40-х годов художественным руководителем театра был Борис Потик, который прожил долгую славную жизнь; он оставил воспоминания о работе в Молотовском театре. От его лица их представил на сцене артист Владимир Кулаков, самые трепетные и эмоциональные связаны со спектаклем «Шёл солдат с фронта» по повести Валентина Катаева, который игрался в первые дни Великой Отечественной войны и был призван поднять боевой дух горожан. А на экране военные будни завода и города, Вечный огонь в память о погибших… Перехватывает дыхание…

Хронограф двигается дальше. Завод и город набирают обороты, не отстаёт и театр. Следующий этап истории творческого коллектива – сезон 1946/47 года, художественным руководителем театра становится Вениамин Гольцберг. Этому периоду посвящена страница сценического альманаха, связанная с драматической судьбой спектакля по комедии Леонида Леонова «Обыкновенный человек», описанной в книге Андрея Нефёдова «Труды и дни Северодвинского театра». Разыграна эта история в несколько фривольном стиле – иронически-сатирически: вот, мол, как государство вмешивалось в творческие дела, как чиновники вымещали свои личные обиды на коллективе театра. Что ж, из песни слова не выкинешь, что было, то было. Сыр-бор разгорелся из-за сатирической роли Констанции, гротесково сыгранной актёром Болеславом Соколовским, за что и зацепились власти предержащие при разгроме спектакля: «Почему мужчина играет женщину? Непорядок!» В роли режиссёра Гольцберга выступил Павел Варенцов, актёра Соколовского сыграл Николай Кабуркин.

Между драматическими фрагментами на сцену выходят актёры-чтецы в строгих костюмах – белый верх, чёрный низ, они зачитывают документальные свидетельства истории завода, города, театра. Своеобразным камертоном, символом текущего времени выступает любимица публики заслуженная артистка России Людмила Поваляшко, которая служит на северодвинских подмостках с 1974 года. Она периодически появляется из-за кулис и объявляет о том или ином важном этапе в жизни театра.

Хронограф останавливается на цифре 1952, именно в этом году режиссёр Георгий Юровский поставил спектакль по комедии Николая Гоголя «Ревизор», посвятив его столетию со дня смерти великого русского писателя. А на сцене разыгрывается шикарный фрагмент из классической комедии, который воспринимается как яркая творческая заявка, – вот бы увидеть спектакль в таком составе целиком! Харизматичный актёр Павел Митякин солирует в роли вошедшего в раж Хлестакова, вдохновенно врущего о своём великолепном житье-бытье в Петербурге. Как тут не соврать, когда тебе безоговорочно верят, заглядывая в рот. Вон и грозный городничий (Владимир Кулаков) согнулся в три погибели и весь дрожит от страха, а его жена (Юлия Зарецкая) и дочка (Елена Вотинова) разомлели и буквально тают от внимания к ним столь значительной особы. А какой колоритный монолитный образ перетрусивших чиновников создают на сцене артисты! 

Дальше листаются страницы театрально-исторического альманаха: на заводе – новые достижения и рекорды, в городе – активное строительство и бурное развитие социальной сферы. И вот на сцене воскресает яркая картинка из прошлого Северодвинска – открытие кафе «Весна»: звучит песня «В городе моём» в исполнении солиста эстрадного ансамбля «Северное сияние» Александра Конурина, артисты театра танцуют – очень позитивно получилось, на подмостках правят бал Весна, Молодость, Любовь! В истории театра было тоже немало яркого и позитивного: в 70-е годы главный режиссёр Юрий Коршун ставит «Фауста» Гёте, звания «Заслуженный артист РСФСР» удостоены лидеры северодвинской труппы Вячеслав Дмитриев и Татьяна Гончарова.

1984 год – в эксплуатацию введено новое здание театра на улице Ломоносова. Новое здание – новый театр, новые надежды, новые победы. На экране программка спектакля «Вишневый сад» Антона Чехова (справедливости ради заметим, эта постановка была осуществлена до открытия нового здания, когда театр выступал на сценах городских дворцов культуры), потом появляется стёбная надпись: «Но мы лучше сыграем «Бумажник» того же Чехова». Это забавный поучительный рассказ о том, как три странствующих актёра – Смирнов, Попов и Балабайкин – нашли на дороге бумажник (с ролями «счастливчиков» замечательно справились Михаил Быстров, Павел Варенцов, Павел Митякин). В финале звучит зубодробительная мораль: «Когда актёры со слезами на глазах говорят о своих дорогих товарищах, о дружбе и взаимной «солидарности», когда они обнимают и целуют вас, то не очень увлекайтесь». Самокритично, однако!

На подмостки выходит Людмила Поваляшко с вызывающим ярко-красным шарфом на шее и смачно, значительно произносит лишь одно слово: «Перестройка!» Для завода, города, театра начинаются тяжёлые времена, их сценическим олицетворением становится фрагмент из комедии Жана-Батиста Мольера «Тартюф» – о вероломстве и жестокости, о лицемерии (роли исполняли: Тартюф – Вадим Мизин, Оргон – Николай Кабуркин, Эльмира – Анна Венгерович, Мариана – Маргарита Кичик, Клеант – Павел Варенцов, Дорина – Юлия Корельская).

Крутится шкала хронографа, вот уже 2022 год – юбилей театра. На сцене заслуженная артистка России Валентина Иргизнова, хранящая верность городу и театру вот уже 55 лет, с 1967 года. Она взволнованно, проникновенно читает стихотворение «Форпост России» Александра Ипатова, автора гимна Северодвинска, поэта, воспевшего родной город во многих поэтических строках. И вот финал: на подмостки выходят солисты ансамбля «Северное сияние» и все участники представления, торжественно, величественно звучит песня Игоря Воронцова «Город Северодвинск». Зал в едином порыве встаёт и подпевает артистам. Достойным и креативным получился сценический альманах об истории завода, города, театра.


«Лжец»


«Тартюф». 


Солист ансамбля «Северное сияние» Александр Конурин — участник спектакля


Владимир Кулаков читает воспоминания Бориса Потика


Рассказ «Бумажник». Фото Владимира Ларионова


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.