Н.Я. Калистратов. Фото Владимира Ковпака
По сути, когда его избрал коллектив и он стал генеральным директором, руководителем многотысячного коллектива, который стоял на краю разорения, он взял на себя роль кризисного управляющего. Год был 1992-й. Николай Калистратов стоял у руля предприятия 15 лет. И справился с этой ролью, вопреки многим неблагоприятным факторам. Для оценки тех лет ещё придёт своё время. И на это работает сама история. Не случайно Николай Яковлевич стал одним из героев выпуска «Настольная книга директора, или Ваш авторитет» издательства «Столичная энциклопедия» в 2022 году. История жизни и трудовая биография таких людей являются не просто интересным примером, а настоящей ценностью для истории Отечества и для следующих поколений.
Ещё мне кажется, что посмотреть на масштаб личности Николая Яковлевича и оценить его роль в сохранении школы и базы отечественного судоремонта и судостроения поможет книга, которая готовится коллективом авторов к 75-летию со дня его рождения и к 70-летию «Звёздочки».
Занимаясь подготовкой нового издания книги и встречаясь с разными людьми, ни разу не услышала, что такая книга не нужна или сам человек не хочет быть в числе её авторов. Мало того, многие рассказывали целые истории совместной работы, предысторию знакомства и впечатления от первых встреч, давали оценку и времени, и личности. У каждого собеседника и автора Николай Яковлевич имел свои особенные черты, которые иногда совпадали с твоим представлением об этом человеке, а иногда высвечивали новые, неожиданные стороны его характера.
Он пришёл на «Звёздочку» со студенческой скамьи в 1973 году, прошёл весь путь до главного человека завода и ушёл со «Звёздочки» в вечность. И этот год без Николая Яковлевича, по сути, стал годом с Николаем Яковлевичем. И у многих ещё есть возможность войти в историю, вспомнить своего директора и сказать своё слово.
Надежда ЩЕРБИНИНА
Н.А. Носов, зам. генерального конструктора ЦКБ МТ «Рубин»:
– Николай Яковлевич сразу видел человека, и, если тот попадал с ним на одну волну, он даже мысль свою не досказывал, видел, что человек понимает.
Что меня ещё всегда в нём поражало, что на любое совещание он приезжал подготовленным по обсуждаемым вопросам: у него всегда были какие-то записки по теме, он знал не только суть вопроса, но и его историю. Он был очень организованным человеком, и не случайно ему в такие молодые годы доверили быть главным инженером «Звёздочки», а потом и генеральным директором. Это всё очевидно.
В.Л. Александров, российский кораблестроитель и организатор судостроительного производства, генеральный директор ГП «Адмиралтейские верфи» (1984 – 2012):
– Мы часто встречались с Николаем Яковлевичем Калистратовым в Москве, когда он стал директором «Звёздочки». Вечером в нерабочей обстановке ходили друг к другу в гости, вспоминали и обсуждали разные дела. Я видел, как формируется руководитель, в основе которого самое главное – забота о своём заводе. И он искал работу. Вот в этой работе, с учётом его настырности, он мог забирать то, что раньше выполняли на других верфях. Но это было обусловлено новой политикой рынка. Многие отказывались от своих прежних компетенций, а «Звёздочка» только расширяла их в трудные 90-е годы. И это заслуга Николая Яковлевича.
В.А. Бармин, председатель совета ветеранов АО «ЦС «Звёздочка», долгое время работал замначальника цеха 15:
– На долю Николая Яковлевича выпала нелёгкая задача сохранить завод, его бесценный потенциал – коллектив рабочих и инженеров в период безденежья 90-х, когда за госзаказ ничего не платили. А если говорить начистоту, то и не планировали толком этот госзаказ. Но предприятие выжило, коллектив вместе со своим директором выстоял. И мы были тому свидетели.
И.А. Орлов, российский государственный и политический деятель. Генеральный директор ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь». До 2008 года работал на АО «ЦС «Звёздочка», стоял у истоков военно-технического сотрудничества.
– Сейчас, по прошествии четверти века, вспоминаю то своё судьбоносное назначение и удивляюсь, что не помню подробностей. Николай Яковлевич, как-то проходя мимо, спросил: «Ты займёшься этим направлением?» (речь шла о военно-техническом сотрудничестве). Я сказал: «Да, займусь». Вот так, на ногах, без солидного приглашения в кабинет и разговора «за жизнь», произошёл этот поворот судьбы. Мой пример ещё раз подтверждает, что Калистратов был человек стремительный и решения принимал стремительно, не устраивая из этого ритуалов. Но все эти решения были им уже обдуманы и взвешены.
Александра Яковлевна, сестра Николая Яковлевича:
– Сказать, что его любили в семье, – это ничего не сказать. У мамы он был свет в окне, он был любимым внуком у деда и бабушки, любимым племянником у нашей тётушки Кати. А у меня – единственным и любимым братом. И как было его не любить? В школе – отличник, для родителей – помощник, для друзей - всегда верный человек, для меня – опора и забота, особенно я это ощутила уже во взрослой жизни.
Несмотря на всеобщее обожание, он не оказался ни избалованным, ни эгоистичным. Мне кажется, что, впитав такое отношение к себе с детства, он делился теплом и заботой со многими людьми, перенёс их на семью своей избранницы Валентины, потом на своих детей, на внучек, на друзей и коллег. Его внимания не хватает всем, кто был с ним близок.
Ю.М. Коновалов, генеральный конструктор глубоководных технических средств и комплексов КБ «Малахит», Герой России:
– Какое впечатление производил Николай Яковлевич? Он же на 20 лет младше меня, это целое поколение! Но всё равно в нём был заложен тот же дух, что и во мне. Добросовестное отношение к работе, я ни разу не замечал в нём какого-то современного хитрованства. Он был открытый, прямой, всё как есть, так и есть. Если заблуждался, то признавал ошибку. После обсуждения вопроса приходили к общему решению – это было конструктивно и продуктивно.
И о человечности: такого тёплого, внимательного отношения, как на «Звёздочке», за свою жизнь, а я много где побывал от Дальнего Востока до Севера, не встречал. И это не только ко мне так относились, а ко всем, кому довелось здесь побывать. И всё это шло от первого лица – от руководителя.
Ю.В. Николаев, однокурсник по ленинградской «корабелке»:
– Шесть лет мы с Колей Калистратовым жили в одной комнате студенческого общежития, спали голова к голове. Сначала нас было восемь человек, потом шесть, наша с ним дружба сохранилась на все последующие годы. Встречались нечасто, но каждый раз это была общая радость. И хотя работали в разных сферах: он в судостроении, я на Ленинградской атомной станции, всегда было о чём поговорить.
Его карьерная лестница подняла быстро, но никогда и ничем он не подчеркнул своего превосходства, был деликатен, даже не верилось, что он директор большого завода. Не забывали поздравить друг друга с праздниками, днями рождения, радовались хорошим семейным новостям. Не верится, что он так рано ушёл, у него было столько жизненных сил.
Визит министра обороны С. Иванова. Июль 2006 г. Фото Владимира Ковпака