Сдаточный механик атомной «букашки»

20573
4 минуты
Сдаточный механик атомной «букашки» Сдаточный механик Пётр Глаз. Фото из фонда музея предприятия
- Дорогие заводчане, очень приятно было с вами работать. Вы и есть тот самый рабочий класс, которому по плечу любое дело! 
Эти слова, произнесённые капитаном первого ранга Юрием Крапивкой в день подписания приёмного акта сдачи ВМФ  атомной подводной лодки К-447 проекта 667Б  после ремонта  на ­«Звёздочке», внимательно слушали ответственный сдатчик заказа Владимир Белобородов и сдаточный механик Пётр Глаз. Было это в декабре 1992 года. 

Те трогательные слова командира  лодки  из памяти Петра Николаевича никогда не уйдут. Еще и потому, что корабль пришлось ремонтировать, пожалуй, в самый трудный период для предприятий нашей отрасли – сокращение госзаказа  и нестабильное финансирование со стороны Министерства обороны. Наша «букашка» - так корабелы и флотские  острословы ласково называли лодки этого проекта – была на Северном флоте фигурой заметной:  в 1981 году она успешно выполнила специальное задание Родины. Экипаж был удостоен вымпела министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть», двое участников похода, проходившего в суровой ледовой обстановке, были удостоены звания Героя Советского Союза, а еще двадцать семь подводников получили ордена и медали. Вот такой знаменитый корабль заводу предстояло отремонтировать. Сдаточным подразделением определили цех 15, ответственным сдатчиком назначили Владимира Белобородова, сдаточным  механиком – Петра Глаза, на счету которого уже было четыре отремонтированных АПЛ.

На предприятие Пётр Николаевич поступил в 1971 году, окончив перед этим Томский политехнический институт и отслужив в армии. Инженера-теплофизика с таким редким дипломом для завода  в цех 15 приняли с радостью, но исключения не сделали. Почти все молодые специалисты в цехах начинали с помощника мастера. Но хорошие теоретические знания и старание помогали быстро идти по служебной лестнице. Глаз стал  инженером-механиком управления ГЭУ (главной энергетической установки), старшим инженером-механиком управления ГЭУ. Быстро осваивался в корабельном деле, в совершенстве овладел своим заведованием, вскоре его перевели в сдаточные механики, а потом в старшие сдаточные механики, в начальники участка сдачи заказов. 

Но вернемся к тому памятному  заказу. На предприятии изыскали все возможности, чтобы своевременно приступить к ремонту корабля и сдать его в намеченные сроки. Старший сдаточный механик Глаз буквально дневал и ночевал на заказе  и КДП, старался не допускать бригадами и участками срывы сроков сдачи построечных документов. Он ежедневно общался с бригадирами и мастерами, выясняя, какие сложности возникают в ходе работ. Несмотря на трудности с поставками, недофинансирование, обстановка на лодке была деловая, Пётр Николаевич до сих пор помнит фамилии тех руководителей бригад и участков, с которыми работал в связке: К. Сесь, В. Смирнов, П. Кочетов, Е. Минин, В. Грачёв (цех 15),  Г. Новожилов, М. Поляков (цех 16), мастера С. Афимьин, Л. Карельский (цех 9), Е. Станкевич (цех 41).  

Белобородов и Глаз не только руководили восстановлением заказа, но и старались совместно решать вопросы, выдвигаемые командиром корабля перед командованием Северным флотом. Петр Николаевич до сих пор переживает, что им тогда так и не удалось осуществить две совместные с экипажем задумки: вверху не разрешили провести обряд освящения лодки, когда вывели её из эллинга, и не дали добро на присвоение К-447 наименования  «Гринда» . Так в северных морях называют больших дельфинов, напоминающих своей формой АПЛ  проекта 667Б. Впоследствии лодка получила  наименование «Кисловодск». Так вот, несмотря на трудности, завод свою задачу по ремонту корабля выполнил, заказ передали флоту в намеченные сроки. 
После обновления на «Звёздочке» лодка вновь уверенно несла  боевую службу и боевые дежурства. В октябре 1994 года приняла участие в тренировке  Морских стратегических ядерных сил под руководством министра обороны Российской Федерации и произвела пуск баллистической ракеты в рамках «Президентской стрельбы» на отлично. АПЛ «Кисловодск» до сих пор считается чемпионом ВМФ России по автономным  походам: их  в активе К-447 аж 30! В 2002 году её исключили из состава ВМФ. Утилизировало лодку наше предприятие.

В качестве сдаточного механика Пётр Глаз принимал участие в ремонте семи подводных ракетоносцев. В 2004 году Пётр Николаевич перешёл работать в отдел ядерной и радиационной безопасности, где трудился до 2013 года.  

В трудовой книжке заслуженного ветерана немало благодарственных записей, он ударник  9-й пятилетки, обладатель нескольких медалей. Пётр Николаевич доволен, что его сын  Алексей, выпускник Ульяновского  политехнического университета, тоже стал корабелом: Алексей  работает мастером в отделе контроля качества.

1 июля Пётр  Глаз будет принимать поздравления с 75-летием. С юбилеем, Пётр Николаевич!


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.