Фото iStock (rg.ru)
Такие данные приводит Росстат, а эксперты считают, что их не стоит драматизировать.
Как отметил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, к данным Росстата нужно относиться "очень аналитически" (цитата по "Интерфаксу"). Аналогичная история была несколько месяцев назад, когда Росстат опубликовал данные о том, что у трети россиян не хватает средств на покупку обуви. Тогда в Кремле попросили разъяснить эти данные, и Росстат заявил, что результаты исследования условий жизни нужно рассматривать комплексно, с учетом результатов прошлых лет.
Согласно свежей статистике, в первом квартале года доля российских семей, которым не хватает средств на товары длительного пользования, составила 49,2 процента, а во втором квартале - 49,4 процента. Это больше на 0,2 и 0,6 процентного пункта соответственно, чем в тех же периодах прошлого года.
Но не все так плохо - доля семей, которым хватает денег на еду, но уже не хватает на одежду, за год уменьшилась с 16,7 до 15,2 процента в первом квартале и с 16,1 до 14,1 процента во втором. Доля тех, кому не хватает денег даже на еду, тоже сократилась с 1 до 0,7 процента. Кроме того, растет число домохозяйств, которым хватает средств на еду, одежду и товары длительного пользования, но которые не могут купить квартиру или машину. В первом квартале таких было 31,7 процента, во втором - 32,6 процента. Россиян, которые могут позволить купить себе все, что захотят, оказалось 2,7 процента.
"То, что сейчас людям хватает денег на еду и одежду, - это уже шаг вперед. Совсем недавно хватало денег только на еду, - говорит проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. - И происходит качественный прорыв вперед за счет улучшения материального положения самых бедных слоев населения, чему способствовали меры правительства по увеличению МРОТ и опережающей индексации пенсий неработающих пенсионеров".
Обследования бюджетов домашних хозяйств проводятся на протяжении десятилетий. Статистика имеет субъективно-психологический аспект, считает проректор по научной деятельности Государственного университета управления Ксения Екимова: даже в самых высокодоходных группах есть семьи, которые испытывают затруднения при покупке самого необходимого или, например, не могут покупать одежду. Одни будут дожидаться распродаж, а для других недостаток средств для покупок в фирменном магазине уже будет восприниматься как серьезная проблема.
Наш партнёр Российская газета