Неймеген. Прохожих нет, кафе закрыты…
Ага, подальше. Когда началось в Италии, я забеспокоилась – но не сильно, всё-таки не совсем рядом… Как же. Европа как проходной двор с открытыми границами Шенгенской зоны. А среди туристов, оказывается, популярно после Венецианского карнавала лететь в Амстердам. Тем более что карнавал досрочно закрыли, так что желающих с горя побаловаться разрешёнными в Нидерландах травками было, наверное, немало.
В топе неблагополучных по коронавирусу стран в новостях Нидерланды обычно не упоминают. Но я-то слежу по карте распространения вируса, где наряду с числом заболевших указывают количество умерших и выздоровевших. И эти цифры внушают тревогу. На 19 марта в Нидерландах было 2490 инфицированных, из них скончалось 76 человек, а поправилось всего двое. Для сравнения: в Германии на 13 979 больных летальных исходов – 42, а выздоровлений – 113. В неблагополучной Италии, где заболело 35 713 человек, на 2 978 смертей всё-таки приходится 4 025 излечившихся. Даже в России девятерых из 199 больных всё-таки вылечили, и лишь одна пожилая женщина умерла — тромб оторвался.
Что же происходит в Голландии, чем там так лечат, что больные не поправляется, а только умирают? Вроде цивилизованная европейская страна… Что, никто не бьёт тревогу?
А вот не бьёт. «Мама, ты волнуешься больше, чем я», — сказал мне сын. Никакой паники там у них нет. Ну, да, иногда говорят о коронавирусе. Людей на улицах стало меньше – но не так, чтобы намного. Санитайзеры и маски пропали из продажи. В университете рекомендовали свободное посещение, но совсем занятия отменять не стали. Закрылись музеи, учреждения культуры и почти все кафе. Немногие работающие пункты питания перешли на торговлю едой навынос. Порой возникает дефицит тех или иных продуктов. Так, несколько дней были проблемы с хлебом. Промтоварные не работают. За теми самыми запрещёнными у нас курительными травками люди стоят в очередь в кофешопах – тоже навынос. Метровую дистанцию не соблюдают. Масок на улицах не носят. Вроде как и ничего страшного, достаточно спокойно, но…
Но само соотношение умерших к поправившимся вызывает у меня подозрение, что далеко не все заболевшие в Нидерландах попадают в поле зрения официальной статистики.
Сын объяснил, чем это может быть обусловлено. «Бесплатной» медицины, как наша, в Нидерландах в принципе нет. Ты покупаешь страховку (от 100 евро в месяц) – но всё равно должен платить за каждое обращение к врачу, а потом страховая компания возвращает средства на твой счёт – в рамках объёма страховых услуг. А так тебя никто не примет, даже если нужна экстренная помощь. Потому голландцы не имеют привычки с каждым чихом бежать в поликлинику, а тем более вызывать врача на дом – слишком накладно.
Так что, может, реально там не две тысячи заболевших, а все пять или десять тысяч. Неизвестно. Сообщая об ежедневных жертвах, представители Нидерландов обычно подчёркивают, что это люди старше 60 лет. Молодые же, наверное, переносят болезнь на ногах, не зная толком, чем именно они больны, – и заражают окружающих. Никто не контролирует, не измеряет температуру, принудительно не отправляет на карантин.
Нидерланды – свободная страна. Глава института общественного здравоохранения Яап ван Диссель выступил на днях против того, чтобы применять жёсткие меры, как это было сделано в Китае, а затем в Италии, Испании и Франции. Он, как и британский премьер Борис Джонсон, считает, что если дать переболеть 50–60% населения, общество приобретёт «групповой иммунитет» (угу, то, что от этого общества останется). «Такая стратегия также предотвращает чрезмерную нагрузку на систему здравоохранения», – сказал ван Диссель.
Однако, при всём «щадящем» отношении, среди официально заражённых около четверти – медицинские работники. А министр здравоохранения Нидерландов Брюно Браунс на дебатах по коронавирусу 19 марта упал в обморок… Не всё в порядке в Нидерландском королевстве.
Так что, может, зря мы наше здравоохранение ругаем, считая, что во всём мире намного лучше. Наверное, везде есть свои косяки. В Нидерландах так точно есть. А там немало наших русских – туристов, студентов, стажёров. Даже девушку из родного Северодвинска сын там встретил в университете. Мир тесен, и по этому тесному миру вовсю гуляет новый вирус.
Мойте руки, господа, и соблюдайте дистанцию при общении!