Пароход «Н.В. Гоголь»: полвека на службе северодвинской «Звёздочке»

26096
8 минут
Пароход «Н.В. Гоголь»: полвека на службе северодвинской «Звёздочке» Фото Владимира Ковпака
Изучая историю военных кораблей и гражданских судов прошлого века, я пришел к выводу, что на сегодня в России в числе действующих из них осталось только две единицы: колёсный пароход «Н.В. Гоголь», туристско-экскурсионное судно «Звёздочки»,  и спасательное судно «Коммуна» Черноморского флота. 

Первое было построено в 1911 году в Сормово, второе – в 1915 году на Путиловском заводе (первоначально называлось «Волхов»). Правда, есть ещё одна легенда кораблестроения  – это бронепалубный крейсер I ранга «Аврора», заложенный 23 мая 1897 года на верфи «Новое Адмиралтейство» и переданный Балтийскому флоту в начале прошлого века. С 1992 года «Аврора» поставлена на вечную стоянку у Петроградской набережной. 

Сегодня речь о пароходе «Н.В. Гоголь», старейшине речного флота России. Для этого есть повод. В мае исполняется ровно полвека, как судно приобрело предприятие «Звёздочка».

Ушли колёсники с фарватера
Начало 70-х годов прошлого века. Многочисленные колёсные буксиры и пассажирские пароходы стали вытесняться с фарватера Северной  Двины мощными буксирами-толкачами, двухпалубными пассажирскими теплоходами, скоростными «Метеорами» и «Ракетами». Северное речное пароходство стало списывать на металлолом всю свою колёсную флотилию. Сюда входили известные на Двине пассажирские пароходы «Степан Разин», «А.С. Пушкин», «Н.В. Добролюбов» и «Н.В. Гоголь». В конце концов из них на плаву остался только последний. 

В 1972 году руководство завода узнало, что эти ещё действующие суда идут на слом, но их можно у пароходства приобрести. Разузнав, что колёсник «Н.В. Гоголь» на тот период был самым надёжным, руководство «Звёздочки» обратилось в пароходство с просьбой продать его предприятию. Просьба была удовлетворена при условии, если «Звёздочка» в качестве компенсации за судно возместит пароходству металлолом в количестве ста тонн. Именно столько могли бы получить речники, если бы действительно сдали корпус парохода на переплавку. Ещё в 16 тысяч в рублях (по тем временам солидная сумма) было оценено судовое имущество, которое передавалось вместе с пароходом: мебель, пианино, старинная посуда. Как потом говорили ветераны, для «Звёздочки» эти затраты не считались чрезмерными и приобретённому судну заводчане были несказанно рады. 

Здесь весомую роль сыграл директор предприятия А.Ф. Зрячев, сказавший на одной из своих планёрок: «Предприятию нужна плавбаза отдыха. Берём колёсный пароход «Н.В. Гоголь». Его поддержали партком, профком и комитет ВЛКСМ. Однако для дальнейшей эксплуатации судна появилось одно но. Распоряжением заместителя министра речного флота А.П. Введенского от 17 мая 1972 года разрешалась передача «Н.В. Гоголя» предприятию лишь для «использования в качестве стоечной базы». Как потом вспоминал заместитель директора предприятия по общим вопросам Б.И. Истомин, заводу разрешалось использовать колёсник, имевший действительно большой износ, не для перевозки пассажиров, а лишь в качестве плавучей гостиницы, пришвартованной  к какому-либо причалу. 

У завода, естественно, планы были другие, но его руководство с министерством согласилось, справедливо рассудив, что после капитального ремонта, модернизации, приведения всех систем судна в соответствии с современными требованиями Речного регистра разрешение на его эксплуатацию по Северной Двине будет получено.

Пришвартовался к надёжному причалу
Уже в июне 1972 года колёсник «Н.В. Гоголь», без обеих мачт, дымовой трубы и рулевой рубки - их сняли, чтобы пройти под ягринским мостом, пришвартовался к причалу мелководной набережной  водного цеха 22 «Звёздочки». Встречал пароход весь заводской генералитет и представители общественности. Привели судно с верховий Северной Двины капитан А.И. Черемисин, его старший помощник Е.А. Подольский, старший механик П.С. Обухов. 

Через несколько дней  постоянным капитаном судна назначили опытнейшего речника А.С. Тесаловского. Немаловажный факт: предприятие сразу выделило жильё командному составу парохода. Так колёсник стал полноправной собственностью орденоносной «Звёздочки», давшей  к тому времени вторую жизнь более чем сорока подводным лодкам и первому в мире атомному ледоколу «Ленин». В том же 1972 году  предприятие без проволочек занялось ремонтом и переоборудованием колёсника своими силами.

Работали на пришельце многие цеха, в том числе 8, 9, 15, 22, 41, 45-й. К примеру, цех 41 классно потрудился над комфортом кают (пассажировместимость стала на 140 человек). Другими цехами были модернизированы системы пароснабжения, питьевого и технического водоснабжения, канализации, электроснабжения, радиосвязи. Для прохода под ягринским мостом на место зимней стоянки у заводского причала дымовая труба была сделана съёмной, проведены и другие работы. В цехе 22 говорили, капитан парохода 

А.С. Тесаловский нарадоваться не мог, когда видел, что судно на глазах  превращается, по его выражению, в белого лебедя! К началу навигации 1973 года колёсник был переоборудован в плавбазу отдыха, директором которой назначили А.П. Белова, работника  лаборатории №1. А главное, было получено разрешение Речного регистра на его эксплуатацию как действующее судно.

Первый рейс – до Усть-Пинеги
В один из майских дней 1973 года пароход «Н.В. Гоголь», подав один продолжительный и три коротких гудка, разлетевшихся в весеннем воздухе, отчалил от городской речной пристани и при помощи буксира-толкача цеха 22 взял курс на Северную Двину. За штурвалом стоял капитан А.С. Тесаловский. Первыми водными туристами были представители нескольких цехов и отделов предприятия, отправившиеся отдыхать на двое суток по льготным профсоюзным путёвкам. Как только «Н.В. Гоголь» вышел на фарватер Северной Двины, все встречающие его суда – речные,  река-озеро, морские приветствовали своими гудками и сиренами. Первых заводских путешественников пароход доставил в район Усть-Пинеги. И пусть тогда ещё не было ни ягод, ни грибов, зато корабелы отменно провели время на свежем речном воздухе, порыбачили, а вечером танцевали в кормовом салоне и на верхней палубе под аккордеон старшего проводника плавбазы отдыха В.П. Тесаловской, супруги капитана парохода.  Кто побывал  в первом рейсе на колёснике, этого никогда не забудет.  

Напомним, в прошлом году колёсник отметил 110-ю годовщину начала своей эксплуатации.  

За королём – министры, послы, учёные…
Пароход «Н.В. Гоголь» известен не только своим долголетием. На его борту побывало столько знаменитостей, что  всех трудно перечислить. 

В плеяде высоких гостей король Швеции Карл XVI Густав со своей супругой Сильвией. Посещая в октябре 2001 года пароход, он, надев белые перчатки, спускался в машинное отделение судна. Поднявшись обратно на палубу, улыбаясь, сказал: «Паровая машина в отличном состоянии, пароход находится в надёжных руках». Королевская чета совершила краткое путешествие на колёснике, оставив в книге гостей свои автографы.

Следующим гостем на пароходе был председатель Совета Федерации Федеративного Собрании РФ С.М. Миронов. Затем – министр обороны РФ С.Б. Иванов со своим заместителем А.М. Московским. Они тоже спускались в машинное отделение колёсника. Побывали на борту «Н.В. Гоголя» председатель Правительства России М.Е. Фрадков, заместитель председателя  Госдумы Федерального Собрания РФ А.Н. Чилингаров, директор ФСБ России Н.П. Патрушев, министр финансов РФ А.Л. Кудрин,  академики Н.П. Лавёров, С.Н. Ковалёв, В.И. Осипов, Б.Ф. Мясоедов, послы – Ли Хуэй (КНР), Шри Канвал Сибал (Республика Индия)… Все они дали высокую оценку содержанию колёсника и выражали  руководству предприятия благодарственные слова за столь внимательное отношение к историческому судну.  А завершить эту часть главы о знаменитых гостях надо ещё одним важным фактом. В год 75-летия прихода в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш», доставившего в СССР стратегические грузы, на колёснике совершили краткое путешествие по Северной Двине  главы дипмиссий: Австрии, Великобритании, Исландии, Канады, Нидерландов, Новой Зеландии, Польши, США, Франции.

Награды и звания
Теперь о том, каких наград и заслуг добился «Н.В. Гоголь» за последние десятилетия. Назовём самые значительные. В 2007 году колёснику вручили диплом лауреата «Лучшая услуга года в сфере туризма Архангельской области». В 2010 году он стал лауреатом престижной  национальной  туристской премии имени Юрия Сенкевича как победитель в номинации «Лучший региональный музей». В 2014 году пароходу вручили почётный знак «Морское наследие России», которым обладают всего лишь несколько кораблей и судов Отечества. Год спустя «Н.В. Гоголь» был занесён в Книгу  рекордов России как старейшее действующее судно страны. 

Не следует забывать и о том, что в августе 2017 года «Н.В. Гоголь» был задействован в съёмках 12-серийного фильма «Хождение по мукам». Вот как сказал об этом режиссёр К.П. Худяков: 

«Поиск и находка такого парохода, каким является «Н.В. Гоголь», - это просто один шанс на миллион. И нам он выпал».

Интересный факт, что режиссёр фильма решил не менять его название, как значилось в романе, так что пароход  «Н.В. Гоголь» участвовал в съёмках под своим родным именем.

Навигацию-2022 колёсник открыл 22 мая, она будет посвящена полувековому юбилею прихода «Н.В. Гоголя» на «Звёздочку». Пожелаем гордости Поморья попутного ветра!


Артисты и массовка фильма на палубе. Фото Сергея Иевкова


Капитан Иван Петров

Анатолий ПОПОВ


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.