Опискин vs Коровкин

22895
11 минут
Опискин vs Коровкин Фома Опискин. Фото Надежды Селянкиной
Битва «практических философов» в спектакле драмтеатра «Село Степанчиково и его обитатели». В роли Фомы Опискина — Лариса Тарасова.

Большую часть времени эта битва происходит дистанционно, и, более того, один из участников о ней даже не подозревает. Что не мешает ей быть напряжённой и ожесточённой, ибо есть за что бороться. Приз, который достанется победителю, - благоговение, преданность, ну и, конечно, материальная поддержка со стороны хозяина Степанчикова полковника Ростанева.

Заслуживает внимания, что, перед тем как поставить в Северодвинском театре повесть Достоевского, режиссёр Анастас Кичик раздумывал насчёт пьесы «Тартюф». А незадолго до этого поставил в Архдраме «Скупого». Интерес к комедиям и персонажам Мольера очевиден.

Вот что когда-то писал о них Пушкин: лица, созданные Мольером, «типы такой-то страсти, такого-то порока». «У Мольера скупой скуп - и только... У Мольера лицемер волочится за женою своего благодетеля, лицемеря; принимает имение под сохранение, лицемеря; спрашивает стакан воды, лицемеря».

Гарпагон и Тартюф со времён пушкинских заметок изменились мало, поэтому режиссёрский отказ от мольеровской пьесы в пользу «Села Степанчикова» с его тартюфоподобным обитателем воспринимается как выбор для сценического представления характеров более объёмных, сложных.

Тартюфообразное существо - это, разумеется, Фома Фомич Опискин, приживал и деспот в доме полковника. Будь жив Сергей Черноглазов, почти наверняка столь эксцентрическая роль досталась бы ему. А тут возник вопрос об исполнителе. Ответом стало неожиданное назначение на эту роль артистки Ларисы Тарасовой. Режиссёр и актриса сильно рисковали: она могла не справиться, он - попросту провалить спектакль. В итоге всё обернулось к лучшему. Тарасова получила заслуженные аплодисменты и наградные дипломы, а Кичик - похвалы за интересный фантасмагорический образ (и ведь и ставил как раз в жанре фантасмагории).

В нескольких словах о ситуации в полковничьей усадьбе. Домашние хотят женить Ростанева на «денежной» Татьяне Ивановне, но полковник держит оборону, поскольку влюблён в другую. И где-то в дороге встречает себе помощь в лице учёного человека Коровкина, который очень дельно судит по вопросу семейного счастья. Коровкин немедля приглашён в гости, обещает быть. Фома Фомич ощущает страшную угрозу - и даже не выгодному браку, а своему положению духовного руководителя Степанчикова, потому что раз тут будет учёнейший Коровкин, то зачем тогда он, Опискин?! Начинается борьба за выживание. К моменту открытия занавеса всё уже очень и очень нервно.
***
И в самой повести, и в этом подробном спектакле явление Фомы Фомича хорошо подготовлено разговорами о нём как о личности, по меньшей мере, затейливой. Зритель в ожидании. Персонажи на сцене тем более! Но наконец лакей Видоплясов изображает глашатая королевской особы и следом входит он, долгожданный! Выходит из глубины зрительного зала. В поле зрения чёрная шапочка учёного и, конечно, шлафрок - в XIX веке роскошный домашний халат, в котором даже принимали гостей. А впрочем, Фома Фомич халатов не носит. Его шлафрок скорее мантия цвета благородного аметиста, и отсверкивает, и с некоторым даже шлейфом, с воротником, пошитым из меха... какого именно животного? Уж точно необыкновенного! Не исключено, пятнисто-жёлтого мексиканского тушкана.

Учительски заложив руки за спину, шурша своей мантией и абсолютно никуда не спеша, поднимается Опискин на сцену, и персонажи встают, чтобы его приветствовать. Маменька Ростанева и челядь подходят под благословение, а закончив с этим, Фома Фомич взбирается к себе на верхотуру - на красную бочку, из которой сделали кресло председателя. Усевшись, запахивает полы шлафрока - и завершает таким образом торжественную часть.

Интересно, куда увлекает Анастаса Кичика его «провинциальная фантасмагория». Спектакль - сатира, но отнюдь не бытовая, не конкретно историческая и не только на провинцию. Декорации, костюмы и реквизит - всё несуразно или фантазийно до степени сказочности. Ну взять для примера это: усадьба полковника построена из бочек ГСМ и люди живут просто на вулкане. Село Степанчиково похоже на маленькое сказочное королевство, чьи вулканные обитатели, естественно вечно обеспокоенные и что-то предчувствующие, сгрудились вокруг короля Фомы Первого. Лжемудреца, который, возможно, даже не человеческого рода.

Вот говорят, что ангелы и демоны - существа не материальные, а духовные и потому не имеют пола. Артистка, играя Фому Фомича, не проникает ни в мужскую психологию, ни в женскую, её персонаж словно бесполый. Он пребывает не столько в материальной, сколько в духовной сфере, во всяком случае, его страдания и наслаждения только духовного порядка. Страдания - от уязвлённого самолюбия, а наслаждение в том, чтобы «как-нибудь первенствовать» (Достоевский). Фома Фомич полагает себя умнее, мудрее, добродетельнее всех прочих местных, которых ещё многому предстоит на­учить.

И он учит. Он это обожает. Но сегодня должен потрясти слушателей! Фраза несётся за фразой как бурлящий поток: артистка свободно владеет массой текста. Фома Фомич обличает своих дальних оппонентов, но как следует достаётся и ближнему - изменнику полковнику, который переметнулся к Коровкину. Звучат недоумения и насмешки, гротескные вопросы и возмущённые восклицания. И вот апофеоз: отставив мизинчик, Опискин выходит на «высокую мысль». Он даже прикрывает глаза, наверное, чтобы лучше рассмотреть воображаемый идеал. Его рассуждения иронически подхватываются торжественной музыкой. Вся эта сцена впечатляет не только адептов Фомы Фомича.

Герою Ларисы Тарасовой свойственна подлинная серьёзность, которая то комична, то страшна. Не такой уж Фома и тартюфообразный: просто, как говорится, качает права. И добивается своего не обманом, а твёрдостью, яростным напором фантасмагорических претензий.
***
Увы, теперь полковник гораздо меньше поддаётся этому давлению, он вызывает к себе Опискина, с тем чтобы со всем уважением указать ему на ворота Степанчикова.

В ужасном предчувствии скорой замены Коровкиным, Фома Фомич проскальзывает по залу, совсем не по-королевски подсобрав мантию на животе, и присаживается на приготовленную для него обычную бочку. Кутается, будто ему холодно, скукожился, косит глазом на полковника: что-то скажет!

И тут полковник совершает ошибку. Всё же он со своей жизнерадостностью, со своим первым и намечающимся вторым браком, не говоря уж о заботах хозяина имения, - слишком земной человек, и понять таких, как Фома Опискин, ему тяжело. Полковник, по доброте душевной, но и по соображениям практическим, предлагает Фоме Фомичу деньги. Он очень щедр (и верен стилю Степанчикова) - денег целое ведёрко! Ростанев не отдаёт себе отчёта, что и незачем Фоме это ведёрко, если некого воспитывать, некому советовать, не перед кем изображать невесть какую возвышенность - сегодня быть Орфеем, а завтра Гамлетом.

Фома сидит на своей бочке, но просто чувствуется, как зреет настоящая ярость. Он медленно поднимает голову и тягуче, тоном поражённого в самое сердце переспрашивает: «Деньги?!.» И сцену заливает красный свет.

«Дайте мне эти миллионы, - кричит Фома Фомич, - чтоб я притоптал их моими ногами, разбросал их, осквернил их!..» И действительно, под приличествующий грохот музыки разбрасывает и топчет свой неожиданный улов - пачки банкнот. Чувствительный полковник потрясён: «Ты возвышенный человек, Фома!» На что слышит надменный ответ: «Это я знаю».

Фома стремительно возвращается к бочке, и теперь мантия просто летит за ним. Присев, он принимает позу скорбного мыслителя с какой-то скульптуры.

Ростанев начинает извиняться. Ситуация переменилась полностью: сейчас Фома хозяин положения и должен, не теряя ни минуты, совершенно подчинить себе полковника. Помолвку с Татьяной Ивановной нужно заключить как можно скорее, тогда и в Коровкине - жутком Коровкине - не будет никакой нужды.

Полковнику в качестве искупления его колоссальной вины предложено отныне называть Фому Фомича «ваше превосходительство». Полковник пытается что-то возражать, но постепенно уступает, и чем больше уступает, тем нахальнее Фома Опискин настаивает на своём генеральстве. Мизансцена выстроена так,  что он довлеет в пространстве, будто захватывая его. Он ходит здесь и там, в то время как Ростанев словно пригвождён растерянностью и только жалостно жестикулирует (партнёр Ларисы Тарасовой - артист Валерий Селёдкин).

В конце концов полковник кланяется и приветствует новоявленное превосходительство. Нужные слова диктует ему Фома с поистине ангельским терпением, а шлафрок намотан на руку небрежно-аристократически, как на портрете вельможи. Это волшебные минуты для честолюбивого Фомы Фомича,  да и полковник снова в его власти, а злодей Коровкин повержен навсегда!
***
Назавтра Фому гонят из Степанчикова взашей. Именно так: полковник тащит его за шиворот к выходу из зала. Кем бы ни был Фома Фомич, он не может говорить, что ему вздумается, о Настеньке-гувернантке!

Но конечно, уже вскоре изгнанника, напуганного молнией и угодившего в канаву, возвращают обратно. Страдальца ведут, поддерживая с обеих сторон, и бережно укладывают на сцене. Голова его запрокинута, хламида странника замызгана, вокруг плачущие женщины - опять какая-то картина, на сей раз о выдающемся мученике или духе, упавшем с небес. Фома якобы никого не узнаёт и нездешним голосом вопрошает: «Где те дни, когда я ещё веровал в любовь?.. Где золотые дни мои?.. Где моя невинность?..»

Пережив приключения, Фома меняет тактику. Грубое давление на полковника окончилось полным провалом - пора идти на уступки. Фома Фомич, внезапно поверивший в искренние и глубокие чувства Ростанева и Настеньки, сам соединяет их руки. Тактика работает: он уже благодетель и все один за другим преклоняют перед ним колени и расхваливают его. Фома ещё делает вид, что готов уйти странствовать, но его хором упрашивают остаться и так укутывают в аметистовый шлафрок, что он становится похож на величественный памятник в честь самого себя.

Несколько поломавшись, Фома Фомич соглашается и дальше благодетельствовать в Степанчикове, и вдруг объявляют о прибытии Коровкина. Лицо Фомы каменеет, словно он и впрямь превращается в памятник. Воплотился его худший кошмар!.. Но что это? Вошедший Коровкин изрядно подшофе, волосы взлохмачены, а под распахнутым пальто одно лишь нижнее бельё. «Дитя природы», - рекомендуется покачнувшийся гость и, будучи отправлен отдохнуть, настоятельно просит «без него не начинать». Желая проститься с дамами, устремляется к ним, однако набрал ход и чмокает ручки на бегу. Артист Владимир Кулаков играет эту небольшую роль с большим удовольствием!

Фома внимательно смотрит на соперника, и лицо его смягчается. Кого, чего он боялся? Ни дать ни взять комаринский мужик, чью полную ничтожность он недавно блистательно разъяснил.

Полковник в смущении рассказывает о достоинствах своего гостя, который, например, очень начитанный человек. Фома подхватывает: «Именно начитанный» - и принимается смеяться, а через несколько секунд смеётся даже и полковник - непринуждённо, искренне. «Село Степанчиково» - повесть и спектакль - заканчивается общим весёлым смехом, смехом прекрасного мгновения. Люди просто счастливы тем, как всё для всех разрешилось, какое в их доме сейчас умиротворение.

Наверно, от этой идеи счастливого смеха родился замечательный актёрский поклон: они вместе - актёры или персонажи - пляшут комаринского. Пляшет и Фома Фомич - только полы шлафрока летают. Сегодня легко на душе, сегодня можно и комаринского!
***
Наиболее известные постановки «Села Степанчикова» - две мхатовские. Режиссёры первой из них - Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко, роль Фомы Опискина сыграл Иван Москвин. Премьера состоялась в сентябре бурного 1917 года. Пресса сравнивала Фому Фомича с Распутиным и Керенским, полковника - с русским народом, Россией. Страстно обсуждался, но не находил ответа на сцене вопрос: на чём основано влияние Фомы?

Давняя загадка разгадана в Северодвинском театре, как ни смело это звучит. В маленьком фрагменте в самом начале спектакля. Выше уже говорилось о первом зримом появлении Фомы Фомича, но до того было и незримое. Полковник стоял в потустороннем синем сиянии и, подняв глаза, общался с кем-то в вышине и называл его Фомой. Собеседник был лишён материальности и даже нормального человеческого голоса - вместо тарасовского какой-то электронный. И нечеловеческий голос спрашивал у Ростанева: «Я заронил в вас искру небесного огня?..»

А ведь именно в этом всё дело - в жажде небесного огня, на самом деле свойственной многим. Как утолить её, и где, и с кем? Печальная сатира спектакля состоит в том, что в своих возвышенных исканиях люди способны слепо довериться какому-нибудь Фоме Опискину, который не более чем описка, нелепый набор букв или, что хуже, воплотившийся дух подмены. А не устроит Опискин - уже сгодится и совсем мутный его конкурент, седовласым чёртиком выскочивший в финале...
***
Какой театр ни возьми, нечасто его спектакль содержит в себе открытие. На удивление, их целых два или три в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели»: открытие актрисы в большой классической роли, возможно, новое прочтение самой этой роли, ну и разгадка загадки. В театре такие открытия обычно являются результатом общих усилий, потому, не преувеличивая, можно назвать работу всей постановочной группы неординарной.

P.S. В юбилейные дни роль полковника Ростанева играл Анастас Кичик.


Лариса Тарасова с дипломом областного театрального фестиваля «Ваш выход!..». Фото Надежды Тютевой


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.