Н.В. Жарихин. Фото из семейного архива
Пройдя Балтийское, Северное, Норвежское, Баренцево и Белое моря, долгожданное судно вошло в акваторию предприятия. Лихо сделало несколько выкрутасов, кроша мощным корпусом лёд, и под шквал аплодисментов ожидающих пришвартовалось к причалу. Среди встречающих – генеральный директор предприятия Владимир Никитин и начальник цеха 22 Николай Жарихин, мечтавший о таком буксире с первых лет руководства доко-водно-транспортным.
Судьба Николая Васильевича интересна даже в масштабе предприятия. На «Звёздочку» он пришёл в феврале 1975 года с дипломом инженера-механика, полученным в Ленинградском институте инженеров водного транспорта. Определили его в цех 22 мастером такелажного участка. А через два года назначили старшим мастером этого участка. Молодой специалист стал подниматься по служебному трапу.
В 1981 году Николай Васильевич возглавил ремонтно-механическую службу (РМС) предприятия. И всё же, видно, больше влекла его водная стихия. В 1987-м он принял предложение стать начальником цеха 22. На этом посту Николай Жарихин сменил уходящего на заслуженный отдых Геннадия Шайтанова. Надо сказать, непростое время было для предприятия: на страну надвигались тучи окаянных 90-х.
Но водному цеху с руководителем повезло. Энтузиаст и оптимист по характеру не дал коллективу пасть духом, сумел сберечь его, используя свой опыт, знания, связи в поисках работы, заключая коммерческие сделки с другими организациями. Приведём несколько примеров. Так, морской буксир дизель-электроход «Садко» в конце 90-х провёл буксировку нового речного танкера «Ижевск» из Беломорска в порт Новый, что в Обской губе, через три моря – Белое, Баренцево и Карское. Рискованный в августе - сентябре рейс, на который не согласилась ни одна организация нашего региона и Заполярья, был проведён блестяще. Говорят, у Жарихина в эти месяцы появились первые сединки. А «Садко» спас из ледяного плена Печоры в Печорской губе теплоход-сухогруз «Виктор Корякин» Северного речного пароходства. Наверное, теперь мало кто поверит, что зверобои Поморья арендовали «Садко» для промысла в Белом море тюленей и других морских обитателей.
Николай Васильевич даже в то время проявлял инициативу в пополнении заводской флотилии судами, пусть и подержанными. Так, заводом были приобретены буксиры-кантовщики «Беломор» и «Добрыня», которые после ремонта превратились в надёжных портовых лошадок. Плюс к этому цех обзавёлся плавдоком NO52 и плавкраном NO83. А впоследствии к причалам водного цеха пришвартовались новые суда ХХI века – морские буксиры «Александр Зрячев», «Садко», речные буксиры «Буй» и «Бакен».
Особое внимание Николай Васильевич уделял док-камере – кормилице предприятия, заботясь о её работоспособности. Именно при Жарихине здесь были заменены старые распашные и откатные ворота на более современные.
Проявлял начальник цеха заботу и о такелажниках. С большим трудом, но ему удалось выбить помещение для этого участка. В 2002 году на базе цеха 22, опять же при непосредственном участии Жарихина, была создана судоходная компания «Звёздочка», которую он сам и возглавил. В августе того же года Николай Васильевич провёл объёмную и сложную работу по сертификации компании Российским морским регистром судоходства. По её результатам предприятием был получен документ соответствия, а морской буксир дизель-электроход «Садко» после дооборудования получил свидетельство об управлении безопасности, что позволило «Звёздочке» выйти на рынок международных транспортировок и буксировок, не прибегая к фрахту судов загранплавания. Напомним, на достройку рыболовный траулер «Архангельск» в Норвегию буксировал именно дизель-электроход «Садко».
Довелось Николаю Васильевичу работать и заместителем главного инженера предприятия по инфраструктурному развитию воднотранспортных объектов и на других должностях. Поразительный факт: Жарихин участвовал в проработке и подготовке более пятисот транспортных и доковых операций ремонтирующихся и строящихся заказов.
Под руководством Николая Васильевича с 1994 по 1996 год был проведён капитальный ремонт старейшего в России колёсного парохода «Н.В. Гоголь», который в качестве туристско-экскурсионного судна используется предприятием по сей день.
Большое внимание Жарихин уделял профессиональному обучению работников и повышению квалификации специалистов, работе с кадровым резервом подразделения. Воспитал целое поколение инженерно-технических работников, которые стали настоящими профессионалами.
При Николае Васильевиче 22-й славился лучшей художественной самодеятельностью на предприятии, высокие спортивные результаты показывала и цеховая команда «Прибой», а стенгазета «Маяк», редактором которой был Владимир Губкин, заняла первое место в областном конкурсе «стенновок» среди промышленных предприятий, за что Владимира Павловича поощрили годовой подпиской на издание известного писателя.
В сентябре 2019 года Николай Васильевич Жарихин, 26 лет отрулив коллективом водников, выражаясь флотским языком, окончательно сошёл на берег, но с богатым «багажом». Ему были присвоены звания: «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации», «Почётный судостроитель», он обладатель знака «За заслуги перед предприятием» и ряда медалей.
14 февраля Николаю Васильевичу исполнилось 75 лет. С юбилеем!
Анатолий ПОПОВ