Николай Жарихин: 26 лет у штурвала водного цеха северодвинской «Звёздочки»

2796
4 минуты
Николай Жарихин: 26 лет у штурвала водного цеха северодвинской «Звёздочки» Н.В. Жарихин. Фото из семейного архива
2012 год. Воскресенье, 16 декабря. На улице лютый мороз. Но это обстоятельство не помешало заводчанам собраться на причале мелководной набережной, чтобы встретить пришедший на «Звёздочку» из Санкт-Петербурга морской буксир «Александр Зрячев». 

Пройдя Балтийское, Северное, Норвежское, Баренцево и Белое моря, долгожданное судно вошло в акваторию предприятия. Лихо сделало несколько выкрутасов, кроша мощным корпусом лёд, и под шквал аплодисментов ожидающих пришвартовалось к причалу. Среди встречающих – генеральный директор предприятия Владимир Никитин и начальник цеха 22 Николай Жарихин, мечтавший о таком буксире с первых лет руководства доко-водно-транспортным. 

Судьба Николая Васильевича интересна даже в масштабе предприятия. На «Звёздочку» он пришёл в феврале 1975 года с дипломом инженера-механика, полученным в Ленинградском институте инженеров водного транспорта. Определили его в цех 22 мастером такелажного участка. А через два года назначили старшим мастером этого участка. Молодой специалист стал подниматься по служебному трапу.

В 1981 году Николай Васильевич возглавил ремонтно-механическую службу (РМС) предприятия. И всё же, видно, больше влекла его водная стихия. В 1987-м он принял предложение стать начальником цеха 22. На этом посту Николай Жарихин сменил уходящего на заслуженный отдых Геннадия Шайтанова. Надо сказать, непростое время было для предприятия: на страну надвигались тучи окаянных 90-х.

Но водному цеху с руководителем повезло. Энтузиаст и оптимист по характеру не дал коллективу пасть духом, сумел сберечь его, используя свой опыт, знания, связи в поисках работы, заключая коммерческие сделки с другими организациями. Приведём несколько примеров. Так, морской буксир дизель-электроход «Садко» в конце 90-х провёл буксировку нового речного танкера «Ижевск» из Беломорска в порт Новый, что в Обской губе, через три моря – Белое, Баренцево и Карское. Рискованный в августе - сентябре рейс, на который не согласилась ни одна организация нашего региона и Заполярья, был проведён блестяще. Говорят, у Жарихина в эти месяцы появились первые сединки. А «Садко» спас из ледяного плена Печоры в Печорской губе теплоход-сухогруз «Виктор Корякин» Северного речного пароходства. Наверное, теперь мало кто поверит, что зверобои Поморья арендовали «Садко» для промысла в Белом море тюленей и других морских обитателей.

Николай Васильевич даже в то время проявлял инициативу в пополнении заводской флотилии судами, пусть и подержанными. Так, заводом были приобретены буксиры-кантовщики «Беломор» и «Добрыня», которые после ремонта превратились в надёжных портовых лошадок. Плюс к этому цех обзавёлся плавдоком NO52 и плавкраном NO83. А впоследствии к причалам водного цеха пришвартовались новые суда ХХI века – морские буксиры «Александр Зрячев», «Садко», речные буксиры «Буй» и «Бакен». 
Особое внимание Николай Васильевич уделял док-камере – кормилице предприятия, заботясь о её работоспособности. Именно при Жарихине здесь были заменены старые распашные и откатные ворота на более современные.

Проявлял начальник цеха заботу и о такелажниках. С большим трудом, но ему удалось выбить помещение для этого участка. В 2002 году на базе цеха 22, опять же при непосредственном участии Жарихина, была создана судоходная компания «Звёздочка», которую он сам и возглавил. В августе того же года Николай Васильевич провёл объёмную и сложную работу по сертификации компании Российским морским регистром судоходства. По её результатам предприятием был получен документ соответствия, а морской буксир дизель-электроход «Садко» после дооборудования получил свидетельство об управлении безопасности, что позволило «Звёздочке» выйти на рынок международных транспортировок и буксировок, не прибегая к фрахту судов загранплавания. Напомним, на достройку рыболовный траулер «Архангельск» в Норвегию буксировал именно дизель-электроход «Садко».

Довелось Николаю Васильевичу работать и заместителем главного инженера предприятия по инфраструктурному развитию воднотранспортных объектов и на других должностях. Поразительный факт: Жарихин участвовал в проработке и подготовке более пятисот транспортных и доковых операций ремонтирующихся и строящихся заказов.

Под руководством Николая Васильевича с 1994 по 1996 год был проведён капитальный ремонт старейшего в России колёсного парохода «Н.В. Гоголь», который в качестве туристско-экскурсионного судна используется предприятием по сей день.
Большое внимание Жарихин уделял профессиональному обучению работников и повышению квалификации специалистов, работе с кадровым резервом подразделения. Воспитал целое поколение инженерно-технических работников, которые стали настоящими профессионалами.

При Николае Васильевиче 22-й славился лучшей художественной самодеятельностью на предприятии, высокие спортивные результаты показывала и цеховая команда «Прибой», а стенгазета «Маяк», редактором которой был Владимир Губкин, заняла первое место в областном конкурсе «стенновок» среди промышленных предприятий, за что Владимира Павловича поощрили годовой подпиской на издание известного писателя.

В сентябре 2019 года Николай Васильевич Жарихин, 26 лет отрулив коллективом водников, выражаясь флотским языком, окончательно сошёл на берег, но с богатым «багажом». Ему были присвоены звания: «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации», «Почётный судостроитель», он обладатель знака «За заслуги перед предприятием» и ряда медалей.
14 февраля Николаю Васильевичу исполнилось 75 лет. С юбилеем!

Анатолий ПОПОВ


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.