Фото mediasole.ru
Кажется, 100500 раз об этом писали, предупреждали, где только можно, что сотрудники банка НИКОГДА НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ не просят озвучить эти данные (разве что секретное кодовое слово) – и находятся таки доверчивые граждане, которые ведутся… Как можно быть такими доверчивыми, КАК? Что это за «цыганский гипноз» такой?
Обманутые говорят, что звонящие обращаются к ним сразу по имени-отчеству, разговаривают очень корректно и доброжелательно – и мысли не возникает, что это какой-то посторонний человек – откуда-то же узнали телефон и персональные данные.
Увы, имя-отчество любого человека, у которого есть карта Сбербанка, привязанная к мобильному телефону, можно узнать просто в Сбербанке Онлайн или через мобильный банк. Для этого надо начать делать перевод на номер телефона – выплывет окно с данными адресата или придёт SMS: «Для перевода на карту (тип карты, последние цифры) Ивану Ивановичу И. отправьте сообщение…» Имя-отчество узнали – перевод не подтверждают.
К тому же персональные данные могут попасть к мошенникам в результате утечки баз – в самом банке или у мобильного оператора.
Подозреваю, что выявление и обработка потенциальных жертв может идти в два этапа. Первый звонок – пробный камень. Звонящие представляются сотрудниками мобильных операторов, интернет-провайдеров, фондовой биржи, центра социологических исследований, клиентской службы банка… да кем угодно! Иногда ещё с начала звонка раздаётся автоматический голос «не кладите трубку» и робот зачитывает информацию по выгодным вкладам. Фоном идёт шум колл-центра.
«Как я могу к вам обращаться?» – первый вопрос. И человек называет свои имя-отчество. Далее подспудно, за «соцопросом» (рекламой новых тарифов, условий вклада и т.п.) происходит попытка выведать и другие персональные данные: по какому адресу человек проживает, в каком банке держит сбережения, возраст, семейное положение. Возможно, звонящие интересуются, становился ли человек ранее жертвой мошенничества, не проигрался ли на бирже (а проигравшие хотят отыграться!).
И вот в процессе таких разговоров можно составить базу людей, готовых повестись на мошенничество. Спустя какое-то время, когда потенциальная жертва уже и не вспомнит об «опросе», позвонит человек, обращаясь по имени-отчеству, представится «правильным» банком. Для солидности может даже первые и последние четыре цифры номера карты клиента сам озвучить, если их пробили через Сбербанк Онлайн или выведали в процессе прошлой задушевной беседы. Или домашний адрес, если его спрашивали для выяснения «технической возможности провести бесплатный Интернет». То есть мошенники пускают в ход все сведения, которые человек сам о себе ранее разгласил и уже забыл об этом.
Фото wordpress.com
Но почему, почему люди вообще что-то рассказывают этим непонятным службам, непонятно что рекламирующим? Чаще всего жертвами мошенников становятся пенсионеры.
Представим пожилого человека, во всём себе отказывающего, чтобы сделать сбережения на чёрный день… Допустим, лечение и уход понадобится оплачивать, а вдруг парализует, надо сиделку нанимать – на кого надеяться, на детей? Взрослые дети часто живут от аванса до получки, порой сами у родителей просят денег. А пожилые родители при этом считают, что дети просто сорят деньгами – ведь зарплаты у них гораздо выше родительских пенсий.
Люди под старость чувствуют нарастающую физическую и социальную беспомощность и цепляются за свои сбережения, как за спасательный круг, не веря ни в помощь со стороны государства, ни в заботу детей. А у детей могут быть свои обиды, застарелые. И они не понимают, что родители стали скупыми не из вредности, а от бедности. И страха перед полной беспомощностью. На этой почве случаются конфликты, недоверие, отчуждение.
И вот сидит такой пенсионер, кушает в одиночестве кашу без масла да прокручивает обиды в мозгу, а при этом постоянно ждёт: вдруг сын или дочь осознает, позвонит, скажет правильные слова? Ну, или на работе вдруг вспомнят, выпишут какую-нибудь материальную помощь? И тут — звонок! Незнакомый номер – ну так, может, из совета ветеранов, из поликлиники, соцзащиты? А вдруг это кто-то из старых друзей, раскиданных по миру, разыскал?
Да кто бы ни был! Просто хочется социального взаимодействия, хоть какого. И человек отвечает на звонок вежливого незнакомца, втягивается в беседу и сам не замечает, что выкладывает слишком много информации о себе.
А специалист на том конце провода тем временем определяет, насколько перспективен клиент, что у него есть за душой и легко ли будет его развести. После «разведывательного» звонка через некоторое время (когда вы уже забудете о той беседе) последует «боевой». Человек, звонящий с конкретным намерением обобрать, уже знает, какая схема с вами скорей сработает: заманить выгодным вкладом или запугать попыткой взлома. И как с вами разговаривать, чтобы вы послушно выполнили все действия.
Так что совет: звонят с незнакомого номера – не берите трубку. Или попробуйте на вопрос, как к вам обращаться, назваться вымышленным именем, указать неправильный адрес (для соцопроса или прослушивания информации о выгодных вкладах это же неважно, так?) – зато потом вы сразу вычислите мошенников, если они, обратившись к вам по этому псевдониму, назовутся специалистами службы безопасности банка.
Даже если вас называют правильно, представляясь сотрудником Сбербанка – лучше всего вообще не вступать в разговор. Сказать: «Извините, некогда, я перезвоню». И позвонить на 900 (это бесплатно), спросить, является ли номер, с которого вам только что поступил звонок, номером телефона службы безопасности Сбербанка, и было ли зафиксировано снятие денег с вашего счёта? Наверняка ответят, что не является и что никаких попыток взлома не было.
Когда я ещё работала в газете, на мой телефон с незнакомых номеров часто звонили по делу – приходилось всегда брать трубку. Но если звонивший представлялся сотрудником банка, провайдера или ещё какой компании, рекламирующей свои услуги, я сразу обрывала разговор: «Извините, меня не интересует, некогда, будет надо – позвоню сама». Выйдя на пенсию, я просто перестала отвечать на такие звонки. Номера проверяю в Интернете: забиваю в поисковик – и смотрю, есть ли информация по данному телефону на сайтах типа neberitrubku.ru, zvonili.com, кто-звонит.рф. В 99% висят отзывы, характеризующие звонивших как мошенников. Некоторые особо продвинутые граждане выкладывают в Интернете истории, как они этих мошенников перетроллили.
Существует много приложений для смартфонов, которые сами отслеживают звонящих и в случае плохой репутации номера автоматически блокируют его. Я блокирую вручную.
Но звонят с других номеров. В последнее время – особенно часто. И параллельно участились сообщения в прессе об обманутых гражданах. Со мной не прокатило — кого-то другого обманули…
Так что не берите трубку!
Фото tagilka.ru