Не берите трубку! Что делать, если вам звонят с незнакомого номера

133946
6 минут
Не берите трубку! Что делать, если вам звонят с незнакомого номера Фото mediasole.ru
В последнее время участились случаи кражи денег с банковских карт и счетов. Звонят мошенники, представляющиеся сотрудниками банка, сообщают либо о зафиксированной попытке снятия средств с карты клиента посторонними, либо о новом выгодном вкладе – и сами держатели карт, выполняя инструкции «сотрудника», сообщают им все конфиденциальные данные: номер карты, код безопасности, код подтверждения из SMS…

Кажется, 100500 раз об этом писали, предупреждали, где только можно, что сотрудники банка НИКОГДА НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ не просят озвучить эти данные (разве что секретное кодовое слово) – и находятся таки доверчивые граждане, которые ведутся… Как можно быть такими доверчивыми, КАК? Что это за «цыганский гипноз» такой?

Обманутые говорят, что звонящие обращаются к ним сразу по имени-отчеству, разговаривают очень корректно и доброжелательно – и мысли не возникает, что это какой-то посторонний человек – откуда-то же узнали телефон и персональные данные.

Увы, имя-отчество любого человека, у которого есть карта Сбербанка, привязанная к мобильному телефону, можно узнать просто в Сбербанке Онлайн или через мобильный банк. Для этого надо начать делать перевод на номер телефона – выплывет окно с данными адресата или придёт SMS: «Для перевода на карту (тип карты, последние цифры) Ивану Ивановичу И. отправьте сообщение…» Имя-отчество узнали – перевод не подтверждают.

К тому же персональные данные могут попасть к мошенникам в результате утечки баз – в самом банке или у мобильного оператора.

Подозреваю, что выявление и обработка потенциальных жертв может идти в два этапа. Первый звонок – пробный камень. Звонящие представляются сотрудниками мобильных операторов, интернет-провайдеров, фондовой биржи, центра социологических исследований, клиентской службы банка… да кем угодно! Иногда ещё с начала звонка раздаётся автоматический голос «не кладите трубку» и робот зачитывает информацию по выгодным вкладам. Фоном идёт шум колл-центра.

«Как я могу к вам обращаться?» – первый вопрос. И человек называет свои имя-отчество. Далее подспудно, за «соцопросом» (рекламой новых тарифов, условий вклада и т.п.) происходит попытка выведать и другие персональные данные: по какому адресу человек проживает, в каком банке держит сбережения, возраст, семейное положение. Возможно, звонящие интересуются, становился ли человек ранее жертвой мошенничества, не проигрался ли на бирже (а проигравшие хотят отыграться!).

И вот в процессе таких разговоров можно составить базу людей, готовых повестись на мошенничество. Спустя какое-то время, когда потенциальная жертва уже и не вспомнит об «опросе», позвонит человек, обращаясь по имени-отчеству, представится «правильным» банком. Для солидности может даже первые и последние четыре цифры номера карты клиента сам озвучить, если их пробили через Сбербанк Онлайн или выведали в процессе прошлой задушевной беседы. Или домашний адрес, если его спрашивали для выяснения «технической возможности провести бесплатный Интернет». То есть мошенники пускают в ход все сведения, которые человек сам о себе ранее разгласил и уже забыл об этом. 


Фото wordpress.com

Но почему, почему люди вообще что-то рассказывают этим непонятным службам, непонятно что рекламирующим? Чаще всего жертвами мошенников становятся пенсионеры.

Представим пожилого человека, во всём себе отказывающего, чтобы сделать сбережения на чёрный день… Допустим, лечение и уход понадобится оплачивать, а вдруг парализует, надо сиделку нанимать – на кого надеяться, на детей? Взрослые дети часто живут от аванса до получки, порой сами у родителей просят денег. А пожилые родители при этом считают, что дети просто сорят деньгами – ведь зарплаты у них гораздо выше родительских пенсий. 

Люди под старость чувствуют нарастающую физическую и социальную беспомощность и цепляются за свои сбережения, как за спасательный круг, не веря ни в помощь со стороны государства, ни в заботу детей. А у детей могут быть свои обиды, застарелые. И они не понимают, что родители стали скупыми не из вредности, а от бедности. И страха перед полной беспомощностью. На этой почве случаются конфликты, недоверие, отчуждение.

И вот сидит такой пенсионер, кушает в одиночестве кашу без масла да прокручивает обиды в мозгу, а при этом постоянно ждёт: вдруг сын или дочь осознает, позвонит, скажет правильные слова? Ну, или на работе вдруг вспомнят, выпишут какую-нибудь материальную помощь? И тут — звонок! Незнакомый номер – ну так, может, из совета ветеранов, из поликлиники, соцзащиты? А вдруг это кто-то из старых друзей, раскиданных по миру, разыскал?

Да кто бы ни был! Просто хочется социального взаимодействия, хоть какого. И человек отвечает на звонок вежливого незнакомца, втягивается в беседу и сам не замечает, что выкладывает слишком много информации о себе. 

А специалист на том конце провода тем временем определяет, насколько перспективен клиент, что у него есть за душой и легко ли будет его развести. После «разведывательного» звонка через некоторое время (когда вы уже забудете о той беседе) последует «боевой». Человек, звонящий с конкретным намерением обобрать, уже знает, какая схема с вами скорей сработает: заманить выгодным вкладом или запугать попыткой взлома. И как с вами разговаривать, чтобы вы послушно выполнили все действия. 

Так что совет: звонят с незнакомого номера – не берите трубку. Или попробуйте на вопрос, как к вам обращаться, назваться вымышленным именем, указать неправильный адрес (для соцопроса или прослушивания информации о выгодных вкладах это же неважно, так?) – зато потом вы сразу вычислите мошенников, если они, обратившись к вам по этому псевдониму, назовутся специалистами службы безопасности банка. 

Даже если вас называют правильно, представляясь сотрудником Сбербанка – лучше всего вообще не вступать в разговор. Сказать: «Извините, некогда, я перезвоню». И позвонить на 900 (это бесплатно), спросить, является ли номер, с которого вам только что поступил звонок, номером телефона службы безопасности Сбербанка, и было ли зафиксировано снятие денег с вашего счёта? Наверняка ответят, что не является и что никаких попыток взлома не было.

Когда я ещё работала в газете, на мой телефон с незнакомых номеров часто звонили по делу – приходилось всегда брать трубку. Но если звонивший представлялся сотрудником банка, провайдера или ещё какой компании, рекламирующей свои услуги, я сразу обрывала разговор: «Извините, меня не интересует, некогда, будет надо – позвоню сама». Выйдя на пенсию, я просто перестала отвечать на такие звонки. Номера проверяю в Интернете: забиваю в поисковик – и смотрю, есть ли информация по данному телефону на сайтах типа neberitrubku.ru, zvonili.com, кто-звонит.рф. В 99% висят отзывы, характеризующие звонивших как мошенников. Некоторые особо продвинутые граждане выкладывают в Интернете истории, как они этих мошенников перетроллили.

Существует много приложений для смартфонов, которые сами отслеживают звонящих и в случае плохой репутации номера автоматически блокируют его. Я блокирую вручную.
Но звонят с других номеров. В последнее время – особенно часто. И параллельно участились сообщения в прессе об обманутых гражданах. Со мной не прокатило — кого-то другого обманули…

Так что не берите трубку!


Фото tagilka.ru


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.