Народные умельцы: корабелы северодвинской «Звёздочки» реставрируют старые детские машинки

1603
7 минут
Народные умельцы: корабелы северодвинской «Звёздочки» реставрируют старые детские машинки Дети испытали ретроавтомобили на площади Победы 12 июня. Фото из архива Дмитрия Сюхина
Эта история кажется невероятной, похожей на сказочный сюжет, где случайные знакомые, а то и первые встречные, помогают главному герою дойти до цели. Произошла она со строителем кораблей УТНиСО «Звёздочки» Дмитрием Сюхиным. Героя нашего внимательный читатель «Трудовой вахты» знает, потому как материалы о Дмитрии не раз появлялись на страницах газеты. Он активный член СМС и организатор картинг-заездов на стадионе «Беломорец» и городских мероприятиях. 

Итак, задумал Дмитрий для своей двухлетней дочки в подарок на день рождения раритетную машину купить. Помните, были такие в СССР – маленькие копии настоящих советских «Жигулей» и «Москвичей», только педальные? Заказал на сайте, где б/у вещи продают, симпатичный автомобиль белорусской марки «Спорт». Машинку прислали «убитую», чьим-то отроком изрядно заезженную. Приехал Дмитрий в гараж, чтоб покумекать, что с подарочком таким делать. Машину поставил у дверей на улице, и, пока ворота открывал, её и след простыл. 

Расклеил наш герой объявления о пропаже в гаражном кооперативе и пошёл восвояси, голову повесив. Кинул взор, а в соседнем гараже детский «Москвич» восхитительного вишнёвого цвета стоит. Сверкает он своим лакированным боком, так что взгляд оторвать невозможно! Хозяин гаража оказался гуммировщиком судовым, а в свободное время имел хобби – побитые автомобили восстанавливать. Владимир Полонский рассказал, что нашёл детскую машинку на помойке и дал ей вторую жизнь. Да так красиво и с лоском получилось, что от новой не отличишь. На это ушло полтора года! Взмолился Дмитрий: «Продай мне этот мини-транспорт, дочь родная без подарка сидит!» Так появился у нашего героя другой автомобиль.
А тут и первая машина нашлась. Оказывается, добрые соседи по гаражу прибрали – посчитали, что сиротинушка без хозяина стоит. И стало у Дмитрия два детских педальных автомобиля. 

Решил наш строитель кораблей, что таким богатством нужно делиться. Пусть не одна его дочка катается, а все детишки, кто пожелает. Тем более что есть пример из советского прошлого. В СССР детский транспорт был настолько популярен, что в 1933 году любители педальных машинок устроили настоящий автопробег! В путь длиной 110 км от Москвы до Ногинска и обратно отправились восемь педальных автомобильчиков. Двигаясь со скоростью 8 км/ч, маршрут преодолели за четыре дня без единой поломки. После него волна подобных мероприятий прокатилась по всем республикам СССР. А чуть позже состоялся даже всесоюзный автопробег, где участвовали победители соревнований из разных городов. 

Со своей идеей пришёл Сюхин в заводской профсоюз. Ему выделили материальную помощь на покупку ещё одного «Спорта». Пока суть да дело, нашёлся четвёртый детский автомобильчик, достаточно дорогой, потому что редкий. Его, как и первые два, Дмитрий приобрёл по большей части за свой счёт. 

Про это чудо техники нужно рассказать отдельно. Машинка марки «Муравей» – последняя модель педальных автомобилей, выпускавшихся на АЗЛК, и она совершенно непохожа на известные всем «Москвичи» этого же завода. Производство «Муравьёв» продолжалось всего четыре года. В основе этой модели стальная рама П-образного сечения, к которой прикреплены пластиковые, достаточно широкие колёса и пластиковые навесные детали без кузова. В комплекте имелась даже настоящая лопата и декоративная канистра. Всё это крепилось к задней части машины. В отличие от других автомобильчиков у «Муравья» было две передачи, выбирать которую нужно до начала движения. Для этого требуется перекинуть цепь вручную с одной велосипедной звезды на другую. Владельцу «Муравья» это, конечно, добавляло авторитета среди дворовых друзей. Творение АЗЛК нельзя назвать элегантным, но завод хотел сделать автомобиль дешевле, чтобы каждый советский малыш мог позволить себе транспорт. К слову, стоили детские машинки в те годы достаточно приличных денег, вплоть до 25 рублей. Не каждый родитель мог позволить порадовать своего ребёнка подобной игрушкой. А сегодня цена этих раритетных вещей может догонять по стоимости отечественный б/у автомобиль.

Но устраивать гонки на купленных образцах советского детского автопрома оказалось рано. Состояние машинок было плачевным. Пришлось заказать ещё парочку автомобилей, или то, что от них осталось, которые могли бы стать донорами деталей. За ремонт взялся новый знакомый Дмитрия Владимир Полонский, тот самый, что вишнёвый «Москвич» в своём гараже отреставрировал. «Муравей» оказался самым сложным пациентом автомобильного доктора и по сей день находится на «лечении».

Выход в свет остальных отреставрированных машинок состоялся в Северодвинске 12 июня 2023 года. В День России на площади Победы Дмитрий Сюхин вместе с командой волонтёров, что организовывают гонки на картах по проекту «Физика вождения», устроили бесплатное катание для детей на трёх ретромашинках. Более шестидесяти ребят смогли оценить преимущества игрушки из детства их родителей. И эмоции мам и пап тоже были неподдельными: они словно окунулись в счастливое прошлое. Получилось настоящее семейное приключение!

А 1 сентября на стадионе «Беломорец» прошло уже целое соревнование. На педальных автомобилях ребята ездили на скорость. Страсти кипели нешуточные: мамы и папы громко болели за юных гонщиков. Победить смогли семейные команды, где родители выступили в роли наставников и разработали целую стратегию по преодолению специально выстроенной трассы. Лучшее время из 42 участников – 16,84 секунды показал Матвей Купцов. Стоит отметить, что мероприятие не состоялось бы без помощи соратников. Материальную и организационную поддержку для подготовки автомобилей оказал совет молодых специалистов «Звёздочки», который всегда одобряет новые творческие идеи. А заводской стадион предоставил территорию для заездов. 

Вот вроде бы и ещё одно хорошее дело сделано, но «Муравей» до сих пор не на ходу. В процессе реставрации у наших волшебников родилась идея: а что, если машинки будут выглядеть современно? На раму «Муравья» вполне можно «надеть» новый корпус. 3D-проект конструкции выполнил ещё один заводчанин – инженер конструкторского отдела «Звёздочки» Андрей Саблук. За основу он взял облик автомобиля Mini Cooper и спроектировал новый внешний вид «Муравья». 

– Я взялся за эту интересную задачу, потому что считаю, что обучать вождению нужно с детства, – рассказал проектировщик новой машины. – Вернёмся к истокам: в СССР был автокружок, школьников обучали прописным истинам: чувствовать динамику автомобиля, понимать разницу тормозных путей, читать дорожные знаки, знать правила движения. Такие водители в будущем будут более внимательными, станет меньше ДТП. А красивые машинки, похожие на настоящие, вызовут интерес у детей к водительскому мастерству.

Теперь стоит задача изготовить по чертежу корпус нового автомобиля. Заводские умельцы пока не решили, из какого материала он будет. Но имя собственной машине уже дали – «Мими Пупер». Дмитрий Сюхин мечтает наладить серийное производство такого транспорта, ведь конструкция «Муравья» по имени «Мими Пупер» до гениальности проста. Он уверен, что в этом новом деле может помочь родной завод, ведь машинки будут сделаны для нашего ФОКа, там можно будет устроить и детский автогородок.

Что ж, пожелаем удачи нашим народным умельцам. А вы, дорогие читатели, если увидите мини-автомобиль интересной конструкции, знайте: он спроектирован в Северодвинске. И обязательно покатайте на нём своих сына или дочку, к тому же наш строитель кораблей (а теперь и автомобилей) мечтает, что будет эта услуга совершенно бесплатной, как в советском прошлом.

Тут и сказочке можно подвести конец, только кажется мне, что в этой истории не хватает счастливого финала, где главный герой находит клад с золотыми монетами, чтобы воплотить все свои идеи в жизнь.

Ирина МАНСИМОВА


Великолепный детский «Москвич» совсем как новый. Фото из архива Дмитрия Сюхина


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.