Начальник БКК ЦПС Максим Ягода и слесарь механосборочных работ Евгений Гакалов. Фото пресс-службы АО «ЦС «Звёздочка»
Напомним, на стапелях СРЗ «Красная Кузница» сейчас строятся четыре судна с ледовым усилением для перевозки людей. На заводе их называют по-своему: «пассажиры». Одно судно вместимостью шестьдесят пять человек будет курсировать с правого на левый берег Онеги. Остальные суда, рассчитанные на перевозку ста пассажиров, останутся в Архангельске.
Центру пропульсивных систем «Звёздочки» была поставлена задача изготовить гребные винты из нержавеющей стали диаметром 1,5 метра для этих судов. Но будет ли выполнен этот заказ, зависело от нескольких условий.
Во-первых, ЦПС должен был разработать геометрию лопастей с использованием расчётного метода и выпустить полный комплект конструкторской документации. Обычно разработку геометрии выполнял Крыловский государственный научный центр. Но его метод проектирования, когда изготавливается мини-модель винта и происходит проверка точности расчётов в специализированном опытном бассейне, оказался слишком затратным для небольшого винта.
Наши специалисты взялись выполнить так называемое «сухое» проектирование, когда все расчёты проверяются в специальной программе, а не на воде. Этот заказ не был вписан в план работы, да и на его выполнение отвели всего шестьдесят дней, тогда как Крыловский центр обычно закладывает на это пять месяцев.
Выполнить работу были назначены инженеры-конструкторы ПКБ ЦПС Антон Лявзин и Ксения Белякова.
– Я разработал геометрию гребного винта, – рассказал Антон Сергеевич, – хотя раньше такого расчёта выполнять не приходилось. Для этого требуются обширные знания по теории гидродинамики. Для обеспечения требований заказчика столь небольшого винта нужно учесть множество параметров: характеристики судна, требуемая скорость и тяга, обводы корпуса и параметры двигателя, а также условия эксплуатации, в том числе максимально проходимая судном толщина льда. Нужно было обеспечить требования к шумности и вибрации. Такие подробные расчёты делаются в основном для гребных винтов диаметром до двух метров. Помимо этой задачи приходилось выполнять и остальную возложенную на меня работу, и, так как я задействован во многих проектах нашего ПКБ, был риск не уложиться в сроки.
Ксения Григорьевна разработала полный комплект моделей и чертежей. В этом случае помог накопленный опыт: Ксения выпускает большой объём конструкторской документации в ПКБ и специализируется на гребных винтах.
С 1964 года Центр пропульсивных систем изготовил 22 321 гребной винт. И несмотря на колоссальный опыт, этот неожиданный заказ позволил расширить компетенции инженеров ЦПС, но самое главное, принёс немалую экономию времени и финансов «Звёздочке».
Итак, отливки заказаны контрагенту. «Звёздочка» должна провести их обработку, балансировку и предъявить Российскому классификационному обществу. Но заготовки для правого винта поступили на завод в конце ноября, для левого – вообще в декабре, хотя контрагент должен был сдать их в июле. Сроки сорваны. И тут надо заострить внимание на втором условии, речь о которых мы начали выше.
На изготовление небольшого винта отводится не менее трёх месяцев. У рабочих «Звёздочки» не осталось и тридцати дней.
– Само по себе изделие несложное, – объяснил заместитель начальника производства ЦПС по производству Александр Уланов, – но технический процесс охватывает абсолютно всё оборудование, которое есть у нас в цехе: карусельные, фрезерные, расточные и долбёжные станки. Нам пришлось организовать работу в три смены, и мы буквально носили на руках эти винты. При передаче изделия с одной операции на другую следующее в цепочке оборудование было готово к установке. На завершающую обрубную операцию встали самые опытные работники. Хочу поблагодарить бригадира рубщиков судовых Ивана Валерьевича Волчека: он организовал работу в кратчайшие сроки, и его бригада довела винты до нужных параметров, подготовила заказ к приёмке.
В итоге 28 декабря гребные винты были приняты без замечаний и отгружены заказчику.
– Таких небольших винтов из коррозионно-стойкой стали у нас давно не было в работе, – признаётся Александр Николаевич, – гребные винты гражданского назначения в последние годы составляют незначительную часть производственной программы. Последнее время основная загрузка ЦПС – изготовление гребных винтов, спрямляющих и направляющих аппаратов из спецсплавов для АПЛ продолжительностью изготовления до двух лет. И хорошо, что у нас появился такой заказ, где вся цепочка изготовления изделия видна за короткий срок, что благоприятно сказывается на обучении молодых работников.
Сейчас в производстве ЦПС ещё два винта для «пассажиров», их отгрузят заказчику в конце января. До мая «Звёздочка» должна изготовить ещё четыре винта для судов проекта РЕГК.126.
Как сообщает СРЗ «Красная Кузница», корпус первого «пассажира» полностью сформирован, смонтированы внутренние выгородки и бортовые секции надстройки, установлена рулевая рубка. Полностью загружено и установлено на фундаменты оборудование машинного отделения. Изготовлены перья рулей, валы, гельмпортовые трубы. Идёт работа над носовыми и кормовыми фальшбортами. Трудится разметочная комиссия по электромонтажным работам, монтируется кабельное насыщение. Изготавливаются системы трубопроводов.
На втором судне сейчас выполняется опрессовка помещений корпуса. Ведётся подготовка под загрузку питьевой цистерны в румпельном отделении. Монтируются фундаменты главных двигателей и дизель-генераторов. Монтируется привальный брус. Выполняются работы по выравниванию главной палубы под установку секций надстройки.
Изготавливаются секции надстройки и рулевой рубки, детали винторулевого комплекса. Приступили к изготовлению систем трубопроводов.
Корпус третьего судна формируется в постели. Выполнены палубы и переборки судна, цистерны сточных вод.
Гребные винты, изготовленные на «Звёздочке», пока не установлены. Идёт механическая обработка конусов гребных валов под установку винтов.
Напомним, суда строятся по государственной программе «Развитие транспортной системы». Их главное преимущество – возможность с комфортом перевозить людей в межсезонье: во время ледохода и ледостава. И пассажиры Архангельской области, живущие на островной части, очень ждут своих «пассажиров».
Ирина МАНСИМОВА
Инженеры-конструкторы ПКБ ЦПС Ксения Белякова и Антон Лявзин. Фото Марса Биктимирова