Мифы «объективности» голосований в соцсетях

29060
3 минуты
Мифы «объективности» голосований в соцсетях Фото goodfon.ru
Социальные сети все чаще заменяют реальность. Из невинной игрушки они превратились в огромный и неконтролируемый никем медиаканал. Для многих они стали если не единственным, то главным источником новостей, которому люди, не задумываясь, верят. Даже популярные блогеры время от времени публикуют откровенную ерунду, которую их читатели с удовольствием проглатывают, азартно комментируют и тиражируют тысячами перепостов. Все это относится и к голосованиям, периодически размещаемым в популярных пабликах.

На самом деле голосования в социальных сетях мифологизируют общественное мнение. Во-первых, их основная задача в соцсети - продвигать группы и увеличивать посещаемость, а не получать объективные данные. Во-вторых, подобные замеры относятся к так называемым невероятностным опросам, они же - неслучайные. Это самый необъективный вид опроса, так как самое главное, что закладывают в опрос - равная возможность всех респондентов генеральной совокупности попасть в выборку. Этот метод сразу исключает часть, у которых нет доступа к Интернету. Состав участников опроса формируется произвольно, «методом самоотбора», отсутствует квотирование по полу и возрасту. Весьма существенно и то, в каких именно группах публикуется «голосовалка» и как рассылаются приглашения в нем участвовать: при заданной избирательности аудитории данные будут максимально искажены. Основной недостаток неслучайных выборок (и голосований в соцсетях как таковых) - невозможность контролировать и статистически корректно рассчитывать величину случайной ошибки (статистической погрешности). В итоге полученная выборка нерепрезентативна по отношению к генеральной совокупности – жителям исследуемого объекта в целом.

Кроме того, в ходе проведения таких опросов невозможно четко установить проголосовавшее лицо, поскольку оно имеет возможность неоднократного голосования путем прохождения опроса с разных IP-адресов. С учетом этого достоверность итоговых результатов голосования может вызывать сомнения, так как заинтересованные лица имеют возможность редактировать результаты голосования путем создания аккаунтов для этого. Таким образом, полученные даже в самой массовой группе результаты не могут применяться в качестве объективной оценки общественного мнения. Опыт показывает, что полученные данные могут разительно отличаться от того, что социологи узнают благодаря анкетным опросам и интервью той же совокупности людей.

Сегодня социальные сети все чаще используются в качестве эффективной среды распространения ложной информации, недобросовестной конкурентной борьбы и политической пропаганды. Безобидные шутки проложили дорогу для технологий дезинформации, построенных на циничной эксплуатации особенностей поведения массовой аудитории в Интернете. Скорость обмена информацией в Интернете настолько высока, что у пользователей редко находится время, чтобы задуматься над источником, проверить данные и поразмышлять над их разумностью. При нынешнем темпе жизни люди едва успевают прочитать утренние новости, зато страницы в соцсетях изобилуют подписками на группы с «интересными фактами», шокирующими историями, невероятными фотографиями. И махинации в социальных сетях набирают обороты. Поэтому,  нажимая «мне нравится» или «поделиться с друзьями», нужно помнить, что вы, сами того не зная, можете стать участником грандиозной аферы.

Социальные медиа позволяют считать количество пользователей, просмотров, комментариев, чего угодно. Вроде бы подсчет не кажется чем-то особенным, но эти цифры существуют не сами по себе. Они поддерживают и развивают системы взаимной оценки, где «Больше» равно «Лучше». 

Подобное общественное «признание», выраженное в статистических показателях соцсетей, создает своего рода психологическую зависимость: пользователи стремятся получить одобрение, даже если их позиция на самом деле отлична от «большинства». Исторически так сложилось, что многим из нас нужно, просто необходимо, чтобы всё «было как у людей». Немаловажно и то, что ложь в Интернете всегда распространяется быстрее достоверной информации. Именно поэтому результаты голосований, проведенных на той или иной странице в социальной сети, не отражают объективную реальность. 

Поэтому любые громкие заявления о том, что «жители проголосовали», «горожане высказались» в социальных сетях, как правило, не имеют под собой достаточных оснований. А если результаты таких «исследований» учитывать при принятии важных для общества решений, то последствия могут стать напредсказуемыми…

Иван Пучинин

Партнёрский материал


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.