Лёгость, сплесень и вира ладошкой: в доко-водно-такелажном цехе «Звёздочки» прошли конкурсы профмастерства

3962
6 минут
Лёгость, сплесень и вира ладошкой: в доко-водно-такелажном цехе «Звёздочки» прошли конкурсы профмастерства «Берегись!» Фото Марса Биктимирова
Доко-водно-такелажный цех «Звёздочки» отметил 60-летний юбилей. В преддверии праздника два воскресенья подряд в цехе 22 проходили конкурсы профессионального мастерства. И оба дня погода, как по заказу, вносила в практические задания свои дополнительные элементы сложности: сильный пронизывающий ветер, мокрый снег.

Приняв за данность погодный фактор, в условиях максимально приближённых к реальностям первыми в спор за звание лучшего судового матроса вступили десять представителей плавсостава заводской флотилии.

Сразу оговоримся, подобный конкурс в цехе 22 проводился впервые. Опыт организации и судейства заместитель начальника цеха по флоту Николай Немтинов и исполняющий обязанности капитана предприятия Тимур Исмайлов нарабатывали в процессе.

Теоретическая часть прошла стандартно и в тепле. Улица не была так милосердна. Первое задание – одна из наиболее распространенных флотских операций – кинуть на дальность линь с грузом (выброску, лёгость) для подачи швартова. Вроде дело не хитрое, однако нужна сноровка: правильно сложить выброску в руке, рассчитать траекторию. И главное, не забыть перед броском крикнуть: «Берегись!» Соблюдение правил безопасности сразу же было названо главным критерием оценки выполнениях всех заданий. 

В споре с ветром лёгость не всем далась легко. «Хорошую кашу на «Витязе» варят», – для поднятия настроения прилетела шуточка в адрес одного из удачливых матросов. А лучший результат, 16 метров 20 сантиметров, показали сразу два участника.

С выброской решили не расставаться, упростив из-за непогоды второе задание – кинуть на точность спасательный круг. Теперь мешочек с песком на конце выброски, изображающий круг, должен был приземлиться (в идеале приводниться) максимально близко к ведру, заменяющему утопающего на удалении 10 метров от спасителя. Лучший результат – 25 сантиметров.

Местом проведения третьего задания стал буксир «Садко». Здесь требовалось на скорость снять с кнехта швартовый канат и плотно, без провисаний уложить его в обратном порядке.

Пришло время отогреться и подвести итоги. Посчитали и удивились – лучшая сумма по четырём заданиям - у новобранца «Звёздочки». Сергей Дмитриев отработал только неделю в цехе 22 мотористом-матросом буксирного катера «Добрыня»! Впрочем, на новичка Сергей Егорович вовсе не был похож.

– 38 лет отработал в Северном морском пароходстве и Совкомфлоте, – поделился он секретами своего мастерства. – Лет десять уже выброску не кидал, но руки помнят. Вся жизнь на флоте.

Второе место занял матрос-моторист речного буксира «Садко» Дмитрий Салата. А вот на третьем месте оказались сразу два участника – матрос с морского буксира «А. Зрячев» Семён Миронов и моторист-матрос с буксира-кантовщика «Витязь» Александр Шевель.

И ещё одним героем дня можно назвать повара «Витязя» Вячеслава Бабкина, который не только участвовал в конкурсе, но и обеспечил всех его участников пирогами на финальном чаепитии после торжественной церемонии награждения.

По итогам конкурса Дмитрий Салата может претендовать на должность боцмана.

Во второй день конкурса и вовсе с утра пришло штормовое предупреждение. Оценив текущую обстановку, конкурс машинистов крана отменять не стали. И правильно, вопреки прогнозу ветер даже немного стих. Участниц было четыре. Кран один под номером 5. И ещё три помощника: два такелажника судовых расположились по разные стороны стенки док-камеры, один сигнальщик наверху. К таким работам допускаются только специалисты своего дела самого высокого разряда.

Крановщице десятитонный груз за стенкой не виден, точность его закрепления на стропы, подъёма и перемещения на другую сторону в строго заданные габариты зависит от чёткого взаимодействия с сигнальщиком. Вместо вира и майна, правее и левее у него лишь лёгкие движения ладошкой, по которым ориентирует свои действия участница конкурса. Работа привычная, но конкурс всегда добавляет излишнее волнение. Опытные судьи в кабине крана и на земле фиксируют каждую мелочь. В том числе это происходило и на этапе подготовки к работе.

Дежурным машинистом крана на конкурсе была закреплена Маргарита Канатова. В её функции входила обратная процедура перемещения груза в док-камеру. Рите, можно сказать, повезло наблюдать весь процесс изнутри, проследить за действиями каждой участницы. Бесценный опыт. Девушка пришла в профессию не случайно – по стопам матери. О её работе хорошие отзывы. В следующий раз ей непременно надо самой поучаствовать.

Отработавших на высоте участниц на земле встречали преданные болельщики Борис и Жужа. Дружелюбные собаки ласкались у ног, а здоровенный Борис, того и гляди, норовил лизнуть кого-нибудь из них за нос.

Следом наступила очередь блеснуть своим умением такелажников. Участников, в силу обстоятельств, всего двое. Первое задание также рассчитано на чёткое взаимодействие с дежурным машинистом крана Кристиной Солодниковой. Общая цель – правильно уложить в лоток 25-метровую якорную смычку весом 1250 кг. Это тоже одна из стандартных операций. Цепи (обычно две) в лотки укладывают для дальнейшей транспортировки в цех 3 для отжига, оттуда они отправляются на «Красную Кузницу» для испытаний, потом возвращаются на предприятие для сборки и покраски.

Далее следуем на такелажный участок. Там участникам требовалось изготовить строп методом сплесневания. Странное новое для меня слово удивило. Что оно означает, узнал, наблюдая за процессом работы такелажников. Чтобы из стального троса получился строп, с двух сторон необходимо изготовить кольца определённого размера. Узлом простым не свяжешь. С помощью несложного станка и инструмента конец троса надо распустить, а образовавшиеся концы в определённой последовательности вплести в трос. Так получается сплесень, которая многократно крепче любого другого способа соединения.

Лучше и быстрее справился с непростым заданием такелажник судовой четвёртого разряда Дмитрий Рудачихин. Кроме того, в отличие от соперника, Дмитрий Сергеевич выполнил «домашнее задание» – сплёл два коврика из льняных и капроновых верёвок. Очень здорово у него получилось. Таким образом, он и стал победителем. У Данилы Першина - второе место.

Тем временем после сложного подсчёта стало известно имя победителя у машинистов крана. Это почётное звание получила Оксана Дедкова, на втором месте - Светлана Назарова, на третьем - Любовь Попова. Победителей ждёт повышение разряда.
Поздравляем всех участников профессиональных конкурсов с новым опытом работы, с новыми эмоциями, с освежённым взглядом на подчас рутинную работу. И, конечно, с юбилеем замечательного цеха 22!


О.А. Дедкова


Участницы конкурса машинистов крана: Л.А. Попова, С.А. Назарова, О.А. Дедкова, Ю.А. Вежливцева


Д.С. Рудачихин


Работает сигнальщик


Призёры конкурса судовых матросов: С.О. Миронов, Д.С. Салата, С.Е. Дмитриев, А.В. Шевель. Фото Марса Биктимирова


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.