Морское бронированное чудовище с именем «Ямато». Фото из архива Олега Химаныча
Милитаризованные страны в начале прошлого века были охвачены артиллерийской гигантоманией.
Начать стоит, пожалуй, с артиллерийской гигантомании, которой были охвачены милитаризованные страны в начале прошлого века. Военачальникам, как и теоретикам военного дела, казалось, что именно огромные пушки неимоверной сокрушающей силы решат исход баталий, причём как на суше, так и на море. Поэтому огромные орудия, как на стационарных барбетах, так и на подвижных платформах создавались сразу в нескольких государствах, но особенно преуспели в этом немцы.
«Дора» и «Густав»
Так, в конце 30-х концерн «Крупп» разработал сверхтяжёлое артиллерийское железнодорожное орудие «Дора» калибром 800 мм! Оно предназначалось специально для разрушения фортификационных сооружений на границах Германии с Бельгией и Францией (линия Мажино), но впоследствии, в 1942 году, пушку использовали для штурма Севастополя.
Группу конструкторов чудовищной пушки возглавил тогда профессор Э. Мюллер. Проект орудия немцы завершили в 1937 году, и в этом же году «Крупп» получил заказ на производство нового орудия. Вторую пушку, которую нарекли «Толстым Густавом», построили в середине 1941 года. Спроектировали и третью сверхтяжёлую пушку, правда, уже калибра 520 мм, но с длиной ствола 48 метров - «Длинный Густав». Впрочем, её так и не достроили.
У немцев также имелся ещё один предмет гордости - наземная пушка SKC-34 калибром 406 мм. Надо отметить, на тот момент даже на линейных кораблях у американцев орудия главного калибра оказались меньше и слабее, чем у созданных «Круппом» наземных орудий. Моряки Италии тогда же обладали максимальным калибром 381 мм, Франции – 380 мм, у Англии ещё меньше – 356 мм.
Немецкое орудие «Дора» на позиции под Севастополем. Фото из архива Олега Химаныча
«Сюрприз» проекта 23
В канун Второй мировой войны вынужден был ввязаться в гонку вооружений и Советский Союз. Это нашло отражение в «номинации» корабельной артиллерии, где наша страна решила посоревноваться с сильными мира сего. Именно линкоры проекта 23, два из которых намеревались строить на заводе №402 (Севмаш), должны были стать большим сюрпризом для потенциальных противников, поскольку несли бы артиллерийские системы невиданных масштабов.
Поначалу к проектированию линкора привлекли весь цвет советской судостроительной науки, но уже вскоре, когда подверглись необоснованным репрессиям начальник конструкторского бюро Валериан Бжезинский, ответственный исполнитель проекта Воин Римский-Корсаков, конструктор судовых энергетических установок Александр Сперанский, коллектив трудился под началом Бориса Чиликина. Одновременно к проекту привлекли известных советских академиков Алексея Крылова, Юлиана Шиманского и других.
Окончательно проект, с которого мог бы начать свою корабельную историю нынешний Севмаш, имел следующие параметры: полное водоизмещение – 65150 тонн, длина корпуса – 269 метров, ширина – 39 метров, осадка – 10,1 метра. Броневой пояс – 375-420 мм, защита орудийных башен – 495 мм. Мощность силовой установки – 201000 л.с. Максимальная скорость хода – 29 узлов. Помимо упомянутых девяти орудий главного калибра линкор должен был нести ещё артиллерию калибром 152 мм, а также массу зенитных установок и даже две катапульты для четырёх гидросамолётов.
Подробнее стоит сказать о девяти пушках главного калибра, сведённых в три артиллерийские башни. В проектной документации они значились под литерой Б-37 и являлись на тот час в самом деле самыми мощными в мире. Более крупным калибром – 460 мм обладали лишь орудия японского суперлинкора «Ямато» (Yamato), о котором скажем чуть позже, но его орудия, и это подчеркнём особо, уступали советской Б-37 и в дальности стрельбы, и в скорострельности.
Если же сравнивать главную артиллерию советских линкоров конкретно по параметру 406-го калибра, то и наземное орудие немцев SKC-34 уступало разработке советских пушкарей… Если масса немецкого орудия составила 160 тонн, то советского меньше – 106. Если немецкий снаряд весил 1030 килограммов, советский тяжелее – 1108. И дальность стрельбы у Б-37 оказалась выше – 45,6 километра против 36,4 у немцев.
Первенец от «Баррикад»
Изготовить первые 12 стволов для орудий типа Б-37 поручили умельцам завода «Баррикады». Заказ поступил на предприятие летом 1940 года, а первое изделие было уже готово в октябре. Его перевезли на полигон и в испытательных целях произвели 173 выстрела. Приёмная комиссия признала: ствольная часть соответствует заявленным параметрам. А параметры эти уже тогда поражали воображение: снаряды весом 1,1 тонны пушка посылала на расстояние в 45 километров. Когда же решили попробовать изготовить снаряды меньшей массы, то они полетели уже на 120 километров! Небывалое оружие могло бы занять место на кораблях серии «Советский Союз»…
В конце лета 1941-го под Ленинградом враг стискивал кольцо блокады. Всю нашу артиллерию, которая находилась на ближайшем опытовом полигоне, стянули к оборонительным рубежам. Орудие Б-37 тоже решили использовать для так называемой контрбатарейной стрельбы. Специально для этого даже возобновили производство снарядов калибра 406 мм.
Первый выстрел пушка, предназначенная для линкора 23-го проекта, произвела 29 августа. Всего же за время ленинградской блокады орудие выстрелило 81 раз, из них в дни прорыва блокады прогремели 33 её выстрела. Один из них попал в здание ГЭС, занятое фашистами, и полностью его разрушил. Впоследствии на месте взрыва обнаружили воронку диаметром 12 метров и глубиной 3 метра…
Японское чудовище
А Япония между тем ещё до Второй мировой в условиях строжайшей секретности принялась строить один из самых больших военных кораблей в истории человечества – уже упоминавшийся линкор «Ямато» (Yamato). Его заложили в ноябре 1937 года, спустили на воду в августе 1939 года, а полностью боеготовым корабль объявили лишь в мае 1942 года.
Главные тактико-технические данные корабля потрясали! Полное водоизмещение (масса) линкора – 72810 тонн. Для сравнения – самый крупный английский «Король Георг IV» - всего 42,2 тысячи тонн. Длина японского корабля – 263 метра, ширина - 38,9 метра, осадка - 10,8 метра. Мощность энергетической установки – 150 тысяч л.с. Скорость полного хода – 27,5 узла. Корпус (борта) «Ямато» защищала броня 410 мм, артиллерийские башни - броневые листы и того толще, – 650 мм. Главную ударную мощь линкора, не считая более мелкой артиллерии, семи гидросамолётов и прочего, составляли девять пушек калибра 460 мм! Казалось, ничто на море не может противостоять столь грозному и практически неуязвимому кораблю. Но всё сложилось по-иному…
Как флагман японского флота «Ямато» участвовал в знаменитом сражении у атолла Мидуэй (1942), но фактически не имел столкновений с противником. Затем сверхтяжёлый корабль некоторое время выполнял роль плавучего штаба, но и тогда получил попадание торпедой американской подлодки Skate. В 1944 году линкор прошёл ремонт и модернизацию и даже участвовал в новых сражениях в Филиппинском море и в море Сибуян, но снова не слишком удачно. В результате в японском флоте сложилась скептическая поговорка: «На свете есть три самые большие и бесполезные вещи - египетские пирамиды, Великая Китайская стена и линкор «Ямато». Справедливости ради скажем - японцы сумели построить и второй подобный корабль – «Мусаси» (Musashi), но боевой славы он тоже не снискал…
* * *
После войны ценность сверхмощной артиллерии на кораблях стала стремительно падать. Тому посодействовала не только её низкая результативность во время минувших сражений (её сразу отметили военные аналитики), но главным образом изменило ситуацию стремительное появление в океане ракетного оружия. Оно фактически поставило крест на будущем дальнобойной артиллерии. Хотя и сегодня ряд военных экспертов не списывает её со счетов, полагая, что пушки с большой дальностью стрельбы можно использовать для «заброски» управляемых активно-ракетных снарядов, кассетных и другого рода боеприпасов, включая оперативно-тактические ядерные бомбы малой мощности.Олег ХИМАНЫЧ, морской историк