Курсом на Молотовск: «Золотая трость» под номером 75

26084
7 минут
Курсом на Молотовск: «Золотая трость» под номером 75 Андрей Фёдорович Пинежанинов. Фото из архива Олега Химаныча
В судовых ролях ледокольного парохода Montcalm пытливый исследователь обнаружит немало имён, звучных для северян. Однако сегодня наиболее известен широкому кругу знатоков и просто почитателям морской летописи Андрей Фёдорович Пинежанинов – сначала второй помощник капитана Montcalm, а в конце Великой Отечественной – старпом судна. Видимо, и не могло сложиться иначе – всё-таки он один из советских первопроходцев Антарктиды ХХ века, наставник целой плеяды капитанов Мурманского и Архангельского пароходств, а ещё и Герой Социалистического Труда, участник известного Карибского кризиса 1962 года. Причём и звание Героя Труда, и перипетии Карибского кризиса в судьбе Андрея Фёдоровича явились, по сути, единым целым…

К молотовскому порту военного времени Андрей Фёдорович имеет самое непосредственное отношение – именно там базировался архангельский грузо-пассажирский пароход Montcalm, на борт которого впервые поднялся второй помощник Пинежанинов. А поскольку пассажиров своих пароход, как правило, брал в рейс в Молотовске, то впоследствии Андрей Фёдорович, стало быть, появлялся в его морском порту не единожды.

Был такой документальный фильм под названием «Когда мир висел на волоске» - он о событиях осени 1962 года, о том, как Советский Союз рвал морскую блокаду вокруг Кубы (знаменитая операция «Анадырь»)… В 60-х эту картину крутили на экранах по всей стране. Я тоже её видел. Запомнился кадр, снятый с патрульного самолёта: советская «Индигирка» на полном ходу в окружении своры американских военных кораблей. И самая наглая из них – дизельная подлодка, что пристроилась чуть ли не борт в борт…

Уже много лет позже узнал – везла тогда «Индигирка» в своих трюмах ракетно-ядерный груз, так сказать, под самое брюхо супостату. А капитан «Индигирки» - Андрей Фёдорович Пинежанинов. И был у него приказ – «в случае ареста, захвата судна или иных чрезвычайных обстоятельств» уничтожить груз и затопить дизель-электроход… Не дрогнул капитан, плевать хотел на америкосов – и курс, и ход держал, как предписали. Герой? Герой конечно! Но без воинских погон. Поэтому по Указу Президиума Верховного Совета СССР от ­9 августа 1963 года – Герой Социалистического Труда.

Но Антарктида и прорыв на Кубу – всё было позже. А что до этого? Родился Андрей Фёдорович 14 сентября 1910 года в котласской деревне Насадниково села Песчаница. В девятнадцать лет приехал в Архангельск к отцу – боцману гидрографического судна «Азимут». С «Азимута» и вечернего отделения Архангельского техникума началась морская биография Пинежанинова-младшего. Затем служба на судне «Мгла» Северной гидрографической экспедиции. Диплом штурмана малого плавания Андрей Фёдорович получил и сразу был призван служить во флот, на Балтику. Кронштадт, электроминная школа учебного отряда. Азы радио здесь преподавал П.Н. Рыбкин – один из учеников самого изобретателя радио А.С. Попова. И видимо, преподавал Рыбкин здорово, и Андрей Фёдорович учился усердно, если со временем молодого Пинежанинова пригласили руководить группой учеников-радистов после практики в экипаже подлодки Щ-308.

После демобилизации Пинежанинов вернулся в Архангельск, его зачислили в команду ледокола «Ленин», и он ходил на нём по Севморпути.

Война застала его на берегу, в отпуске. «Ленин» стоял в Мурманске, и Пинежанинова направили на ледокольный пароход «Садко» старшим помощником. Ходить на «Садко» ему выпало недолго. Они шли из Диксона на Землю Франца-Иосифа, и, опасаясь немецких подлодок, капитан А.Г. Карельский решил проскочить опасный район малоизученными водами Карского моря. 12 сентября «Садко» налетел на камни близ островов ЦИК. О тех трагических событиях написано немало…

С «Садко» тогда сняли всех. Старпома Пинежанинова назначили капитаном ледокольного парохода «Мурман», что стоял в Архангельске. Пробыл на нём Андрей Фёдорович недолго. В марте 1942 года его в числе самых первых направили в экипаж Montcalm вторым штурманом. Хотя обращает внимание: из капитанов «Мурмана» даже не в старшие помощники, а вторым штурманом! Эта коллизия по сей день не имеет чёткого объяснения.

На борт Montcalm Андрей Фёдорович поднялся в Молотовске, и это зафиксировано в судовом журнале. Судно, подаренное нам канадцами, готовилось в свой первый рейс по Севморпути. На нём Андрей Фёдорович, по сути, отходил всю войну: бывал в Архангельске, Молотовске, зимовал на Диксоне, бросал якорь в Дудинке, Нордвике, Тикси и даже без малого год отходил в Тихом океане.

Впервые в вахтенном журнале Montcalm Пинежанинов упоминается старпомом 25 января 1945 года. А в ноябре, по возвращении судна в Архангельск, его сначала направили в Англию принимать по репарации новые немецкие суда, а затем и по новому назначению – старпомом парохода «Верещагин». И только после «Верещагина» было капитанство на пароходах довоенной постройки – «Казахстан», «Георгий Седов», «Пинега». На них Пинежанинов также швартовался в Молотовске. 

Несколько месяцев, уже в 1951 году, Андрей Фёдорович отработал капитаном-наставником Арктического пароходства в Архангельске. И хотя практическому опыту его могли позавидовать многие, он решил… учиться – поступил в Ленинградское высшее мореходное училище, окончил его и снова ходил в моря капитаном-наставником Арктического пароходства, но уже переведённого в Мурманск.

В феврале 1954-го новое назначение – капитаном дизель-электрохода «Обь». По тем временам «Обь» и её sistership – «Лена» являлись самыми совершенными судами ледового класса, и вовсе не случайно в ноябре 1955-го именно их отправили в первую советскую экспедицию в Антарктиду. Правда, «Обь» к пятому континенту повёл капитан Иван Александрович Манн, а Пинежанинов, отходивший на этом судне уже более года, нёс вахты в качестве его дублёра. Это разделение ролей на капитанском мостике впоследствии было не понято многими. Неясным оно видится и сегодня.

Экспедиции поручалось основать первую советскую научную станцию «Мирный» в неисследованном районе, на берегу моря Дейвиса, и провести ряд наблюдений. Именно «Обь» в 1956-м первой подошла к Антарктиде.

С 1957 года и по 1968-й Андрей Фёдорович – бессменный капитан «Индигирки». 15 сентября 1962 года этот дизель-электроход принял на борт специальный груз в Североморске, чтобы доставить его на Кубу. Вокруг неё полыхал Карибский кризис.
Зимой «Индигирка» и транспорты аналогичного класса держали грузовую линию Европа – Монреаль. Мало того что ходили они через штормовую Атлантику, так им ещё предстояло одолеть льды реки Святого Лаврентия. В Монреале же, следуя давней традиции, приход первого судна почитали за праздник, и капитану, который сумел первым одолеть льды, вручали символическую «Золотую трость».

У Пинежанинова, к слову, уже был опыт хождения по реке Святого Лаврентия. В 1965 году он, пробиваясь в порт Монреаля, ещё и освободил из ледового плена сразу несколько судов. За это Андрея Фёдоровича приняли в почётные члены Арктического института Северной Америки. А ещё через год морякам «Индигирки» выпало посостязаться за «Золотую трость» с датскими моряками сухо­груза Tore Dan. В экипаже отпраздновали Новый год стоя в тумане, а поутру, как рассвело, дали ход. За гонкой двух ледокольных судов с берега наблюдали толпы канадцев. Tore Dan был моложе «Индигирки», с меньшим водоизмещением и осадкой, долгое время он лидировал и дорогу не уступал. Но Пинежанинов точно рассчитывал и манёвры, и обороты машины, и обошёл-таки датчан на самой границе порта. Так «Золотая трость», которую канадцы тогда вручали уже в семьдесят пятый раз, оказалась у советских моряков. Между прочим, наш известный поэт Лев Ошанин откликнулся тогда на это событие своей известной балладой об «Индигирке»…

Бывал ли капитан Пинежанинов на своей «Индигирке» в Северодвинске, пока неизвестно.

Андрей Фёдорович окончательно сошёл с капитанского мостика на берег в 1969-м, передав свой опыт штурманам. Сегодня имена мурманских капитанов Николая Михайловича Свиридова, Василия Андрияновича Куроптева, Ефима Владимировича Акивиса-Шаумяна несколько позабыты. А для нашего поколения они были моряками, которые проторили дорогу в Антарктиду и в прежде недоступные районы Арктики. Все они брали уроки у Пинежанинова, когда ходили у него в старпомах.

Капитан Пинежанинов награждён орденами Ленина, Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, медалью «Серп и молот» и другими.

Последние годы Пинежанинов жил в Архангельске, скончался 22 июня 1996 года. Похоронен на Вологодском (Кузнечевском) кладбище.


«Индигирка». Фото из архива Олега Химаныча

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.