Андрей Фёдорович Пинежанинов. Фото из архива Олега Химаныча
К молотовскому порту военного времени Андрей Фёдорович имеет самое непосредственное отношение – именно там базировался архангельский грузо-пассажирский пароход Montcalm, на борт которого впервые поднялся второй помощник Пинежанинов. А поскольку пассажиров своих пароход, как правило, брал в рейс в Молотовске, то впоследствии Андрей Фёдорович, стало быть, появлялся в его морском порту не единожды.
Был такой документальный фильм под названием «Когда мир висел на волоске» - он о событиях осени 1962 года, о том, как Советский Союз рвал морскую блокаду вокруг Кубы (знаменитая операция «Анадырь»)… В 60-х эту картину крутили на экранах по всей стране. Я тоже её видел. Запомнился кадр, снятый с патрульного самолёта: советская «Индигирка» на полном ходу в окружении своры американских военных кораблей. И самая наглая из них – дизельная подлодка, что пристроилась чуть ли не борт в борт…
Уже много лет позже узнал – везла тогда «Индигирка» в своих трюмах ракетно-ядерный груз, так сказать, под самое брюхо супостату. А капитан «Индигирки» - Андрей Фёдорович Пинежанинов. И был у него приказ – «в случае ареста, захвата судна или иных чрезвычайных обстоятельств» уничтожить груз и затопить дизель-электроход… Не дрогнул капитан, плевать хотел на америкосов – и курс, и ход держал, как предписали. Герой? Герой конечно! Но без воинских погон. Поэтому по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1963 года – Герой Социалистического Труда.
Но Антарктида и прорыв на Кубу – всё было позже. А что до этого? Родился Андрей Фёдорович 14 сентября 1910 года в котласской деревне Насадниково села Песчаница. В девятнадцать лет приехал в Архангельск к отцу – боцману гидрографического судна «Азимут». С «Азимута» и вечернего отделения Архангельского техникума началась морская биография Пинежанинова-младшего. Затем служба на судне «Мгла» Северной гидрографической экспедиции. Диплом штурмана малого плавания Андрей Фёдорович получил и сразу был призван служить во флот, на Балтику. Кронштадт, электроминная школа учебного отряда. Азы радио здесь преподавал П.Н. Рыбкин – один из учеников самого изобретателя радио А.С. Попова. И видимо, преподавал Рыбкин здорово, и Андрей Фёдорович учился усердно, если со временем молодого Пинежанинова пригласили руководить группой учеников-радистов после практики в экипаже подлодки Щ-308.
После демобилизации Пинежанинов вернулся в Архангельск, его зачислили в команду ледокола «Ленин», и он ходил на нём по Севморпути.
Война застала его на берегу, в отпуске. «Ленин» стоял в Мурманске, и Пинежанинова направили на ледокольный пароход «Садко» старшим помощником. Ходить на «Садко» ему выпало недолго. Они шли из Диксона на Землю Франца-Иосифа, и, опасаясь немецких подлодок, капитан А.Г. Карельский решил проскочить опасный район малоизученными водами Карского моря. 12 сентября «Садко» налетел на камни близ островов ЦИК. О тех трагических событиях написано немало…
С «Садко» тогда сняли всех. Старпома Пинежанинова назначили капитаном ледокольного парохода «Мурман», что стоял в Архангельске. Пробыл на нём Андрей Фёдорович недолго. В марте 1942 года его в числе самых первых направили в экипаж Montcalm вторым штурманом. Хотя обращает внимание: из капитанов «Мурмана» даже не в старшие помощники, а вторым штурманом! Эта коллизия по сей день не имеет чёткого объяснения.
На борт Montcalm Андрей Фёдорович поднялся в Молотовске, и это зафиксировано в судовом журнале. Судно, подаренное нам канадцами, готовилось в свой первый рейс по Севморпути. На нём Андрей Фёдорович, по сути, отходил всю войну: бывал в Архангельске, Молотовске, зимовал на Диксоне, бросал якорь в Дудинке, Нордвике, Тикси и даже без малого год отходил в Тихом океане.
Впервые в вахтенном журнале Montcalm Пинежанинов упоминается старпомом 25 января 1945 года. А в ноябре, по возвращении судна в Архангельск, его сначала направили в Англию принимать по репарации новые немецкие суда, а затем и по новому назначению – старпомом парохода «Верещагин». И только после «Верещагина» было капитанство на пароходах довоенной постройки – «Казахстан», «Георгий Седов», «Пинега». На них Пинежанинов также швартовался в Молотовске.
Несколько месяцев, уже в 1951 году, Андрей Фёдорович отработал капитаном-наставником Арктического пароходства в Архангельске. И хотя практическому опыту его могли позавидовать многие, он решил… учиться – поступил в Ленинградское высшее мореходное училище, окончил его и снова ходил в моря капитаном-наставником Арктического пароходства, но уже переведённого в Мурманск.
В феврале 1954-го новое назначение – капитаном дизель-электрохода «Обь». По тем временам «Обь» и её sistership – «Лена» являлись самыми совершенными судами ледового класса, и вовсе не случайно в ноябре 1955-го именно их отправили в первую советскую экспедицию в Антарктиду. Правда, «Обь» к пятому континенту повёл капитан Иван Александрович Манн, а Пинежанинов, отходивший на этом судне уже более года, нёс вахты в качестве его дублёра. Это разделение ролей на капитанском мостике впоследствии было не понято многими. Неясным оно видится и сегодня.
Экспедиции поручалось основать первую советскую научную станцию «Мирный» в неисследованном районе, на берегу моря Дейвиса, и провести ряд наблюдений. Именно «Обь» в 1956-м первой подошла к Антарктиде.
С 1957 года и по 1968-й Андрей Фёдорович – бессменный капитан «Индигирки». 15 сентября 1962 года этот дизель-электроход принял на борт специальный груз в Североморске, чтобы доставить его на Кубу. Вокруг неё полыхал Карибский кризис.
Зимой «Индигирка» и транспорты аналогичного класса держали грузовую линию Европа – Монреаль. Мало того что ходили они через штормовую Атлантику, так им ещё предстояло одолеть льды реки Святого Лаврентия. В Монреале же, следуя давней традиции, приход первого судна почитали за праздник, и капитану, который сумел первым одолеть льды, вручали символическую «Золотую трость».
У Пинежанинова, к слову, уже был опыт хождения по реке Святого Лаврентия. В 1965 году он, пробиваясь в порт Монреаля, ещё и освободил из ледового плена сразу несколько судов. За это Андрея Фёдоровича приняли в почётные члены Арктического института Северной Америки. А ещё через год морякам «Индигирки» выпало посостязаться за «Золотую трость» с датскими моряками сухогруза Tore Dan. В экипаже отпраздновали Новый год стоя в тумане, а поутру, как рассвело, дали ход. За гонкой двух ледокольных судов с берега наблюдали толпы канадцев. Tore Dan был моложе «Индигирки», с меньшим водоизмещением и осадкой, долгое время он лидировал и дорогу не уступал. Но Пинежанинов точно рассчитывал и манёвры, и обороты машины, и обошёл-таки датчан на самой границе порта. Так «Золотая трость», которую канадцы тогда вручали уже в семьдесят пятый раз, оказалась у советских моряков. Между прочим, наш известный поэт Лев Ошанин откликнулся тогда на это событие своей известной балладой об «Индигирке»…
Бывал ли капитан Пинежанинов на своей «Индигирке» в Северодвинске, пока неизвестно.
Андрей Фёдорович окончательно сошёл с капитанского мостика на берег в 1969-м, передав свой опыт штурманам. Сегодня имена мурманских капитанов Николая Михайловича Свиридова, Василия Андрияновича Куроптева, Ефима Владимировича Акивиса-Шаумяна несколько позабыты. А для нашего поколения они были моряками, которые проторили дорогу в Антарктиду и в прежде недоступные районы Арктики. Все они брали уроки у Пинежанинова, когда ходили у него в старпомах.
Капитан Пинежанинов награждён орденами Ленина, Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, медалью «Серп и молот» и другими.
Последние годы Пинежанинов жил в Архангельске, скончался 22 июня 1996 года. Похоронен на Вологодском (Кузнечевском) кладбище.
«Индигирка». Фото из архива Олега Химаныча
Олег ХИМАНЫЧ, морской историк