Курсом на Молотовск: в числе самых первых Героев страны

49206
8 минут
Курсом на Молотовск: в числе самых первых Героев страны Михаил Прокофьевич Белоусов. Фото из архива Олега Химаныча
Почти сразу удивляет: о человеке, который в Великую Отечественную, по сути, являлся вторым человеком на Севморпути (после Ивана Дмитриевича Папанина), сегодня мы знаем достаточно мало. В частности, найти любопытные документальные свидетельства о пребывании и работе Михаила Прокофьевича именно в Архангельске, тем более в Молотовске, оказалось делом непростым.

По рождению Михаил Прокофьевич из южан – родился в 1904-м в Ростове-на-Дону, в семье скромного достатка: отец служащий винного склада, мать – домохозяйка. Трудовую жизнь Михаил начал рано – с пятнадцати лет работал землекопом, чуть позднее нанялся юнгой на рыбацкие суда, промышлявшие в Азовском море. Подростком ему с большим трудом удалось поступить в реальное училище и окончить его, чтобы уже в 1922-м продолжить образование в Ростовском политехникуме водных путей сообщения (на курсантской практике ходил по Чёрному морю на шхуне «Агитатор»). По окончании техникума Белоусова направили помощником штурмана на известный дальневосточный пароход «Индигирка». Затем он помощник капитана сухогрузных пароходов «Комилес», «Память Ильича», «Приморье», «Шатурстрой»…

В армии Белоусову довелось служить в два приёма: начинал он на рядовых должностях, а уже в 1929-м в связи с конфликтом на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) его призвали в ряды Красной ­армии офицером. Он участник боевых действий.
После демобилизации Михаила Прокофьевича, несмотря на молодость (всего-то 28 лет!), назначили капитаном парохода «Волховстрой».

О решительности и мужестве капитана Белоусова уже в те годы дальневосточники много говорили. Однажды в густом тумане его судно выскочило на мелководье недалеко от японского побережья. Здесь его окружили военные корабли. Японцы потребовали арестовать советский экипаж, чтобы провести обыск на пароходе. Михаил Белоусов не только воспрепятствовал высадке военных на свой борт, но затем, с приходом новой полосы густого тумана, сумел дождаться прилива, снять пароход с отмели и незамеченным проскочить между японскими эсминцами, уйти от преследователей…

Наступало время больших событий в Советской Арктике. Благодаря уже имевшейся высокой профессиональной репутации и личной настойчивости Михаилу Прокофьевичу довелось стать их участником. Так, узнав, что на ледоколе «Красин» формируется комсомольско-молодёжный экипаж, он обратился с просьбой о своём переводе. Просьбу удовлетворили, а в 1935-м Белоусов по рекомендации ЦК ВЛКСМ стал уже капитаном прославленного корабля. С этого момента жизнь его неразрывно связана с работой в полярных широтах.

На «Красине» капитан Михаил Белоусов прошел десятки тысяч миль: водил суда через льды восточного сектора Арктики (на запад вплоть до моря Лаптевых), четырежды его ледокол пробивался к острову Врангеля с грузами для полярников и местного населения. Вообще, в тяжёлых ледовых условиях близ Врангеля Белоусову удалось пробиться до широт, каких никогда ещё не достигали суда в свободном плавании. В начале осени 1937-го экипаж «Красина» участвовал в поисках самолёта Сигизмунда Леваневского и для этого ходил даже в море Бофорта - у берегов Аляски…

Ещё малоизвестный для нас, северян, факт: осенью того же 1937-го «Красин» пытался вывести из ледового плена знаменитую тройку советских ледокольных пароходов – «Садко», «Малыгин», «Георгий Седов», которые дрейфовали на востоке моря Лаптевых. Сделать это ему не удалось, и «Красин» сам был вынужден зазимовать в бухте Кожевникова, что в устье Хатанги. Но без дела экипаж Белоусова не сидел: моряки занимались текущим ремонтом ледокола, бункеровались углём, который сами же в тяжёлых условиях добывали на местных шахтах. Только в августе 1938-го корабль пробился к чистой воде…

В 1939-м (по другим сведениям - в 1940-м) Михаила Прокофьевича наградили первым орденом - Красной Звезды… Ещё одним проявлением высокого доверия для капитана Белоусова стало его назначение на флагман советского арктического флота – новый мощный ледокол «Иосиф Сталин». И здесь снова выдающийся результат: экипажу корабля удалось впервые в истории мореплавания за одну навигацию совершить двойной сквозной рейс Северным морским путём: из Мурманска до залива Провидения в Беринговом море, а затем и обратно.


Ледокол «Иосиф Сталин». Фото из архива Олега Химаныча

Иными словами, для особого отношения к Михаилу Прокофьевичу у руководителей страны имелись основания. Поэтому, когда срочно возникла необходимость в операции по выводу обездвиженного ледокольного парохода «Георгий Седов» из льдов Гренландского моря, вопрос о капитане спасательной экспедиции на «Иосифе Сталине» практически не обсуждался, – конечно, Белоусов!

Ко дню рождения «вождя народов» ледокол его имени находился в пути. Плавание складывалось тяжело. С борта корабля 21 декабря Михаил Прокофьевич отправил в Москву радиограмму: «Около шести суток ледокол шёл в сильном шторме. Это тяжёлое испытание для корабля. Он выдержал его блестяще, показав прекрасную плавучесть. Последние два дня понизилась температура. Шторм продолжался, и вода, попадая на корабль, замерзала, покрывая толстым слоем льда лебёдки, ванты, мостик…» На следующий день состоялся разговор капитанов «Иосифа Сталина» и «Георгия Седова». Белоусов заверил «седовцев», что скоро пробьётся к пароходу. Не тут-то! Сначала его ледоколу и людям потребовалось зайти на Шпицберген и пополнить запасы угля, а потом снова вступить в схватку с тяжёлыми льдами. К месту встречи «Иосифу Сталину» удалось подойти только 12 января, в условиях глубокой полярной ночи. После достаточно апофеозной встречи с экипажем длительного и героического дрейфа «Георгия Седова» ледокол взял пароход на буксир и направился в Мурманск, куда прибыл 1 февраля.

Страна ликовала, наступило время наград. Ими тогда удостоили оба корабля - ордена Ленина ледоколу «Иосиф Сталин» и ледокольному пароходу «Георгий Седов». Отметили и вклад многих членов экипажей. А капитану Белоусову – одному из первых судоводителей нашей страны - присвоили звание Героя Советского Союза. Последовало и новое его назначение – начальником морского отдела Главсевморпути. 

Двоих главных лиц спасательной экспедиции 1940 года по вызволению «Георгия Седова» из ледового плена руководство страны вскоре поставило организаторами морских грузовых операций в начавшейся Великой Отечественной. Иван Дмитриевич Папанин (руководитель той экспедиции) стал членом ГКО на Севере страны и в Арктике. Михаилу Прокофьевичу Белоусову, капитану ледокола «Иосиф Сталин», поручался практически весь спектр организационных работ по транспортному потоку и перемещению боевых кораблей по Северному морскому пути. Если быть точным, то в западном его секторе главным был Михаил Прокофьевич, а в восточном секторе такая работа поручалась Афанасию Павловичу Мелехову, – к слову, северянину, уроженцу архангельской Исакогорки.

Думается, военная деятельность Белоусова на пространствах арктических морей ещё ждёт своего благодарного и дотошного исследователя. Взять хотя бы осенне-зимний период 1942 года. Как ни удивительно, по сию пору местные авторы работой такой заняться не удосужились, хотя именно в это время разворачивались важнейшие события военно-арктической эпопеи на Севере: в Карском море завершался переход ЭОН-18 (дальневосточные лидер эсминцев «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъярённый»), происходило траление английскими и советскими тральщиками в проливах Югорский и Маточкин Шар донных мин, выставленных фашистскими подводными лодками, обеспечивался переход девяти одиночных транспортов из Белушьей губы в Исландию и одиннадцати транспортов из Исландии в Архангельск.

Тогда же тяжёлой выдалась и ледовая обстановка на курсах к Архангельску и Молотовску – союзные транспорты сворачивали себе шпангоуты, обламывали гребные винты, и ледоколам зачастую приходилось брать их под проводку на жёсткие «усы».
Главные оперативные решения тогда принимались руководителями проводок вовсе не в сухопутных штабах, а, что называется, на палубах кораблей, где они несли практически круглосуточные вахты.

В конце войны на груди Михаила Прокофьевича Белоусова красовались четыре высоких ордена страны: В.И. Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I степени.

На основе своего богатого капитанского опыта Михаил Прокофьевич в 1940-м написал книгу «О тактике ледового плавания», которую намеревался в будущем переработать и дополнить. К сожалению, эта его задумка не была реализована. Тяжёлые рейсы в Арктике, испытания и лишения войны, к несчастью, отразились на здоровье достаточно молодого капитана. Скоропостижная смерть настигла Михаила Прокофьевича Белоусова 15 мая 1946 года. Похоронили его на Новодевичьем кладбище нашей столицы. В Москве на доме по адресу: Никитский бульвар, 9, где жил Белоусов, установлена мемориальная доска.

Не забыли о Михаиле Прокофьевиче и полярные гидрографы-исследователи, нанёсшие его имя на морские навигационные карты. В частности, имя Белоусова носят мысы на острове Циглера (Баренцево море) и в Антарктиде. Два ледокола советского арктического флота в своё время носили на борту имя прославленного капитана. Первым из них стал архангельский дизель-электрический линейный ледокол – бывший американский Northwind, переданный нам в аренду во время Великой Отечественной (1946), а вторым - корабль, построенный на верфях Финляндии для Советского Союза в 1953-м.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.