Курсом на Молотовск: сын маячника с Зимнего берега

22282
7 минут
Курсом на Молотовск: сын маячника с Зимнего берега Николай Хромцов с супругой. Фото из архива Олега Химаныча
У Николая Ивановича Хромцова яркая биография. Так сложилось, что именно ему в пору командования ледоколом «Ленин» чаще всех из капитанов военного времени доводилось бывать в Молотовске. «Ленин» в те годы базировался на Архангельске и первые зимы занимался расстановкой прибывающих в Двинский залив транспортов, в том числе и тех, кто затем следовал в Молотовск. К слову, именно ледоколу «Ленин» было поручено провести к причалам будущего Северодвинска самый первый иностранный транспорт – панамский танкер «Сан-Амброзио». Произошло это в ноябре 1941 года в условиях тяжёлого ледостава.

Первые шаги
Происхождением Николай Иванович из династии моряков-поморов Хромцовых – родился он 22 марта 1902 года в Зимне-Золотицкой волости Архангельского уезда Архангельской губернии, в поселении Инцы, в семье смотрителя местного маяка. Николай был восьмым ребёнком в семье. Его отец Иван Васильевич рано оставил семью – погиб в 1913-м, спасая людей в штормовом море. Обязанности мужа на обслуживании маяка вынуждена была взять на себя его жена – Калиста Ивановна…

  Поначалу Николай учился в школе деревни Зимняя Золотица, а с 1911-го - в приходской школе Архангельска. Но уже вскоре тяжёлое материальное положение семьи вынудило его наняться на судно юнгой-зуйком. С одиннадцати лет он уже ходил матросом на парусных шхунах судовладельца Фёдора Ладкина - за границу, и в частности в Норвегию. Чуть позднее, скопив некоторые деньги, самый младший из Хромцовых поступил учиться в Патракеевскую мореходную школу. Правда, учился он недолго – снова устроиться матросом его заставила нужда. Теперь Николай ходил уже на судах купцов Антуфьевых. Сначала матросом, а затем третьим штурманом трёхсоттонного пароходика «Антоний». С 1921 года он год трудился на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» и затем перешёл на «Владимира Русанова», совершавшего рейсы за границу, а также участвовавшего в беломорской зверобойной экспедиции и в Карской товарообменной операции 1923 года.

С 1924 по 1929-й Николай Хромцов служил на Балтийском флоте, где окончил по первому разряду Школу подводного плавания (класс рулевых подлодки) и был оставлен в школе инструктором. Это позволило ему ещё и окончить вечернее отделение Ленинградского морского техникума. В Архангельск он вернулся с дипломом штурмана дальнего плавания.

Ученик Бориса Ерохина
До 1932 года Хромцов ходил штурманом на пароходах «Пеша» (бывший «Антоний») и «Александр Сибиряков», на последнем он совершает свой первый рейс к Новой Земле. Летом 1932-го Хромцов становится старпомом «Владимира Русанова», которым тогда командовал хорошо известный в те годы Борис Иванович Ерохин – человек, которого Николай Иванович всегда признавал своим учителем.

Год 1932-й объявили Вторым международным полярным годом. Он окончательно определил дальнейший путь штурмана Хромцова: на «Русанове» он посетил Землю Франца-Иосифа и в составе Всесоюзного арктического института обследовал труднодоступную северо-восточную часть Карского моря.

Какое впечатление производил он на современников? «Моряк от природы: высокий, стройный, широкоплечий, всегда по-флотски подтянутый и аккуратный, со свойственной морякам немного косолапой походкой. Упрямый подбородок и полные добродушные губы. При разговоре Николай Иванович смотрел прямо в глаза собеседнику. Спорить не любил. Обычно суровое лицо его в весёлые минуты озаряла какая-то мальчишеская белозубая улыбка, делавшая его очень добрым и привлекательным. Но улыбался он редко, так как всегда был занят и озабочен…»

Став старшим помощником Ерохина, старпом Хромцов по совету капитана продолжал самостоятельно заниматься навигационными науками, углублять свои познания в математике, астрономии, гидрографии, в английском языке. Английским, к слову, он, говорят, владел свободно…

Иными словами, руководители советских экспедиций, с кем впоследствии сотрудничал Николай Иванович, приобретали в его лице не просто грамотного и опытного судоводителя, но и во всех отношениях мыслящего собеседника и авторитетного советчика. А работать Хромцову с начала 30-х довелось с такими светилами полярной науки, как Борис Вилькицкий, Отто Шмидт, Рудольф Самойлович, Георгий Ушаков, Иван Папанин… С тех же пор можно сказать, что Арктика, северные моря навсегда вошли в жизнь Николая Ивановича.

С 1936 года Хромцов капитан ледокольного парохода «Садко». В его активе – Вторая и Третья высокоширотные экспедиции, плавание к Северной Земле, высадка первых зимовщиков в бухте Марии Прончищевой на Таймыре, дальний рейс в устье Индигирки, плавание в море Лаптевых к островам Де-Лонга и Генриетты, зимовка на Севморпути (1937-1938), практически ежегодные зверобойные экспедиции в Белом море.

Сегодня опубликованы выдержки из дневниковых записей Николая Ивановича Хромцова, знаком я и с частью его переписки с женой. Везде грамотное изложение, чёткие мысли, ровный стиль – читается легко и с интересом, сразу очевидна образованность, разносторонние познания и ­осведомлённость автора.

К слову, о супруге Николая Ивановича - Марии Сергеевне (в девичестве Астровой). Она учёный-гидролог, участник многих арктических экспедиций. Познакомились они в одном из научных рейсов на «Владимире Русанове», которым командовал Хромцов.
За два года до Великой Отечественной Хромцов получил новое назначение – на новейший пароход «Леваневский». Принять его он не успел – внезапно тяжело заболел, а после выздоровления его уже направили на «Дежнёва», следующего из Ленинграда на Север – в Мурманск, Архангельск, Арктику. Здесь Хромцов застал события советско-финской войны, позднее уходил в рейсы на Шпицберген…

И снова война!
Великая Отечественная застала Николая Ивановича в Мурманске. В первый же день её принял под командование ледокол «Ленин», стоявший в ремонте. Первыми своими распоряжениями капитан Хромцов организовал бригады из числа моряков экипажа, чтобы срочно заменить мобилизованных судоремонтников.

В конце августа 1941 года ледокол отправился на Севморпуть, чтобы участвовать в знаменитых аварийных работах по спасению ледокольного парохода «Садко», севшего на не обозначенную на картах отмель у островов Известий ЦИК. Это многим известная трагическая эпопея!

К началу зимы «Ленин» проследовал в Архангельск. Именно на него, по сравнению с другими ледоколами мелкосидящего и манёвренного типа, пала тяжёлая обязанность работать с судами союзных и внутренних конвоев, прибывавших на внешний Северо-Двинский рейд. Снимки корабля в войну, какие доводилось видеть, сделаны, когда он появлялся в Архангельске, а вот фото его в Молотовском порту не попадалось, – возможно, оттого, что здесь такие съёмки не разрешали.

Очень трудная навигация морозной зимы 1941-1942 годов успешно завершилась в апреле. В июле ледокол ушёл из Молотовска с первым внутренним арктическим конвоем. Работать ему пришлось очень далеко: Тикси, Амбарчик, Анадырь… Только к началу новой зимы «Ленин» вернулся опять в Молотовск.  Здесь снова работа на союзные конвои, прибывающие в Белое море. Вообще, в судовых журналах «Ленина» (они имеются в областном архиве) Молотовск присутствует часто, в том числе в связи с устранением мелких поломок и учебными стрельбами.

Подсчитано, только за две военные навигации «Ленин» провёл во льдах 267 судов! Чрезмерное напряжение сказалось на здоровье его капитана. Поздно вечером 23 сентября 1943-го он внезапно скончался. Из телеграммы старшего механика ледокола жене Хромцова: «С великим прискорбием сообщаю Вам, что в 23 часа 30 минут после весьма непродолжительной болезни от разрыва аорты скончался Ваш муж и мой командир капитан-лейтенант Хромцов Николай Иванович…»
Архангельск с воинскими почестями и при большом стечении людей проводил в последний путь сорокаоднолетнего командира «Ленина». Могила его находится на Вологодском (Кузнечевском) кладбище.

Первооткрыватели Арктики назвали в честь и память Николая Ивановича два географических пункта на архипелаге Земля Франца-Иосифа – купол на острове Харли и мыс на западной оконечности Земли Георга.
Два судна (деревянная шхуна постройки Маймаксанской верфи и углерудовоз Мурманского пароходства) в своё время носили имя капитана.

В 1980-м в ленинградском издательстве «Гидрометеоиздат» с предисловием И.Д. Папанина вышла небольшая книжка «Ледовыми трассами». Она большей частью о Николае Ивановиче. Её авторы – А.Г. Николаева и М.С. Хромцова. В 2004-м при содействии Владимира Крупчака в издательстве «Правда Севера» вышла ещё одна их книга – «Сквозь льды и штормы». Тем, кому интересна капитанская и арктическая тематика, настоятельно её рекомендую.


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.