Курсом на Молотовск: по прозвищу Черкес

45296
8 минут
Курсом на Молотовск: по прозвищу Черкес Анатолий Алексеевич Качарава. Фото из архива Олега Химаныча
История, которую поведал северодвинец Валентин Васильевич Таскаев, давняя. Однако помнится и по сей день хорошо. Она о том, как мой собеседник случайно встретил легендарного капитана Анатолия Алексеевича Качараву, который капитаном ледокольного парохода «Леваневский» приходил в послевоенный порт Молотовска. Валентин Васильевич даже точно запомнил дату – 6 ноября 1952-го. К слову, есть основания полагать, что ещё и в 1941-м его «Александр Сибиряков» швартовался к причалу молотовского порта.

Дело было так: недавно демобилизованный сержант-танкист Валентин Таскаев направился в городское отделение Госбанка, чтобы снять остаток денег со сберкнижки. Госбанк тогда находился в деревянном здании на перекрёстке проспекта Беломорского и улицы Советской. Там в небольшой очереди он и увидел моряка. Как вспоминал Валентин Васильевич, форма выглядела на нём идеально не только потому, что была из дорогого материала и сидела как влитая, но ещё и потому, что в фуражке с «крабом» он был очень красив, строг, чисто выбрит, виски его серебрились, от него шёл запах дорогого одеколона. В руке он держал обычный, похожий на школьный портфель…

Когда моряк подал в окошечко кассы бумаги и положил на барьер своё удостоверение, Таскаев прочёл в нём: «Анатолий Алексеевич Качарава, капитан л/п «Леваневский»… А вскоре моряк уже укладывал пачки денег в свой портфель: видимо, это была зарплата членов экипажа. Ещё Валентин Васильевич тогда заметил: пальцы одной руки капитана сильно изуродованы - видимо, след ранения. Когда же Качарава вышел из банка, никакой охраны у него не было, не стояло у подъезда и легковой машины…

Море позвало
Анатолий Алексеевич родился в 1910 году в Сухуми в семье небогатого купца Алексея Качаравы и Натальи Кавтарадзе. После окончания школы Анатолий поступил учиться в Сухумский индустриальный техникум. По окончании его он «нанялся в моряки» на торговые суда Черноморского флота и в 1928 году получил направление на учёбу в Херсонское мореходное училище, из которого вскоре перевёлся на штурманское отделение Дальневосточного рыбопромыслового техникума.

Начало самостоятельной морской работы Качаравы известно плохо, по крайней мере большинство биографов капитана пишут о том скупо. Однако известно, что работал он не только на промысловых судах. И в Арктику начал ходить там же. В частности, упоминается зверобойная шхуна «Ленсовет», работавшая в ледовом патруле в дельте Лены и чудом ускользнувшая с моря на зимовку в Тикси по последней полынье. В Архангельск Качарава пришёл уже со своим опытом полярного капитана. Его назначили на орденоносный ледокольный пароход «Александр Сибиряков». С началом Великой Отечественной войны судну отвели скромную роль снабженца. Грузы и людей «Александр Сибиряков» брал тогда в Архангельске и Молотовске.

Полярный «Варяг»
Такое уважительное прозвище заслужил ледокольный пароход «Александр Сибиряков», чьи моряки 25 августа 1942 года отважно вступили в неравный бой с немецким «карманным линкором» Admiral Scheer, проводившим секретную операцию Wunderland. Целью операции был разгром советского внутреннего конвоя, который следовал по Севморпути с Дальнего Востока в Баренцево море. Выйти на конвой немцы не смогли и попытались выведать его местоположение, случайно обнаружив «Александра Сибирякова», шедшего Карским морем к полярным станциям Северной Земли. Советские моряки не выдали конвой и успели радировать на Диксон о появлении вражеского корабля. Обстоятельства героического и скоротечного боя «Александра Сибирякова» с фашистским рейдером много раз описывались в нашей литературе. Силы были явно несопоставимы. Наш пароход был потоплен, 19 выживших моряков экипажа были взяты в плен, в том числе и тяжело раненный капитан Качарава. До своего освобождения «сибиряковцы» находились в немецких концентрационных лагерях, а по освобождении прошли так называемую фильтрацию НКВД.

13 сентября 1945 года капитана А.А. Качараву «за геройское поведение в бою с линкором противника» наградили орденом Красного Знамени, а в 1961-м наград удостоились ещё восемь моряков экипажа.

О подвиге сибиряковцев в 70-е годы на киностудии «Грузия-фильм» создали художественный фильм «Операция «Вундерланд». А многие советские суда, проходившие мимо острова Белуха, где сражался «Александр Сибиряков», в честь и память его ещё долго приспускали свои флаги и салютовали протяжными гудками.

Каким он был
Известный мурманский капитан Георгий Осипович Кононович в 1949-м был старпомом у Качаравы на «Леваневском». К слову, к тому времени у коллег Качаравы и промысловиков Белого моря в ходу было его прозвище – Черкес… Так, Кононович вспоминал: «Моряк он был хороший, любил порядок, чтил морские традиции, имел авторитет у начальства, был избалован вниманием прекрасного пола. Но, к сожалению, порой бывал груб, невыдержан, деспотичен, не стеснялся подмять под себя тех, кто послабее...

Уместно вспомнить слова адмирала С.О. Макарова: «Дело командира составить имя своему кораблю и заставить команду полюбить своё судно». «Леваневский» в этом смысле мог бы служить живым примером. Команда любила судно, а заслуга в этом, безусловно, принадлежала прежде всего капитану. При нашей работе от всех требовалось гораздо больше, чем простая исполнительность. Нужна была одержимость и полная отдача своей морской службе. Работа захватывала и отнимала всё время. Отдыхать в арктических рейсах почти не приходилось.

Скоро мы с капитаном поняли, что вполне подходим для совместной работы. И мы научились это ценить. Взаимно. Не было ни единого случая, чтобы Анатолий Алексеевич просто повысил бы на меня голос. А уж чтобы меня подмять по-капитански – об этом не могло быть и речи. Постепенно ко мне перешли все кадровые, хозяйственные и организационные функции. У капитана остались чисто капитанские и «дипломатические». На первых порах возникали недоразумения с боцманом. Кстати, подобное случается и на других судах. Боцман был отличный, хотя и несколько ­«дерзкий на руку». Он не признавал старших помощников и демонстрировал свою личную преданность капитану, возникая в каюте, если не был согласен с решением старпома. И это удалось быстро уладить, отучить боцмана от излишне верноподданнической манеры…»

В те годы на «Леваневском» работали несколько человек из тех, кто был вместе с Качаравой в плену. Относились они к капитану с громадным уважением. Качараве тогда удалось сохранить свой престиж и достоинство, не утратить власть и авторитет капитана.

 Сам он объяснял это так:

– В лагере я никогда не нарушал элементарных правил хорошего тона, не жаловался, не ныл, не показывал, что голоден, устал, что мне плохо и тяжело. Какой бы гадкой ни была пища, в какой бы гнусной посуде ни подавалась, я ел аккуратно, не торопясь, как будто в кают-компании. Очень важно, как ты носишь свою одежду. Не секрет, что на некоторых и рваные обноски выглядят аристократичнее, чем на других хороший костюм. Я всегда защищал наших ребят от лагерного произвола и издевательств. Не давал им упасть духом и опуститься. Даже в лагере у нас не было нарушений субординации. Мы оставались корабельным экипажем, тем же сплочённым коллективом, но не на палубе, а в плену. Наши люди выгодно отличались от прочих и внешним видом, и поведением. На рожон мы не лезли, но не позволяли и не давали повода себя унижать»…

Были и откровенно необычные моменты. Снова слово Георгию Кононовичу: «Однажды по приказу Качаравы списали на берег… чёрную кошку, из-за которой, по его мнению, произошла целая цепочка несчастий: у второго помощника случился приступ аппендицита – его пришлось оперировать в море; при спуске спасательной шлюпки матрос сломал руку; курсант запнулся о трос и сломал ногу; уронили тяжеловесную стрелу; лопнул перегнивший лопарь шлюпталей спасательного бота…

- Как вы, такой опытный моряк, могли допустить на пароходе чёрную кошку! – возмущался Качарава. - Ищите любой способ, чтобы завтра её на борту не было. Это приказ!

Утром кошечку отвезли на берег и от имени капитана подарили начальнику полярной станции в бухте Темп. В благодарность тот прислал Качараве бочонок солёного омуля - и я искренне жалел потом, почему на борт мы взяли всего одну кошечку. И для себя заметил: до конца рейса на борту ничего не случилось. Качарава и многие из экипажа вслух высказывались за правильность избавления от кошки. Когда людям хочется верить – не стоит им мешать…»

Между прочим…
Иного читателя, возможно, привлечёт такая биографическая деталь: первым браком Анатолий Алексеевич был женат на известной грузинской актрисе Нато (Наталье) Вачнадзе. Наталья Георгиевна Вачнадзе - народная артистка Грузии (1941) и заслуженная артистка РСФСР (1935) завоевала симпатии зрителя с первых же своих работ (ещё немых фильмов) в 20-х. Всего же за свою актёрскую карьеру она сыграла свыше двадцати ролей в кинематографе. В1941-м её удостоили Государственной премии СССР. В перерывах между съёмками Нато Вачнадзе работала практикантом, ассистентом режиссёра ещё и в документальном кино. К несчастью, в 1953-м она погибла в авиакатастрофе...

После «Леваневского» Качарава командовал на Севере дизель-электроходом «Байкал», а с 1960-го - крупным сухогрузом «Тбилиси». В 1967-м он возглавил Грузинское морское пароходство и проработал на этой должности три года. В целом его удостоили четырёх высоких наград – двух орденов боевого Красного Знамени, а также Трудового Красного Знамени и Ленина.
Скончался Анатолий Алексеевич Качарава в 1982 году и был похоронен в Батуми, у стен местного мореходного училища. В этом же городе его имя носит одна из улиц, а также в его память назвали черноморский танкер.

Между прочим, биография «Александра Сибирякова» связана с Молотовском (Северодвинском) не только тем, что он под командой Качаравы швартовался у его причалов. В 90-х годах прошлого века в Северодвинске жили дети и родственники комиссара судна Зелика Элимелаха, боцмана Андрея Павловского, штурмана Павла Иванова.

Олег Химаныч, морской историк


«Александр Сибиряков». Фото из архива Олега Химаныча


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.