Павел Пономарёв. Фото из архива Олега Химаныча
Над рубрикой для таких материалов долго думать не пришлось, она сама, что называется, напрашивалась – «Курсом на Молотовск»…
__________________
Поморская земля дала нашей стране немало известных полярных судоводителей. Среди них Павел Акимович Пономарёв – уроженец онежской Нименьги. У него примечательный профессиональный путь от выпускника провинциальной мореходки до капитана первого в мире атомного ледокола «Ленин». И в летописи Северодвинска у него особенное место: в годы войны он командовал линейным ледоколом «Иосиф Сталин», который вооружался на заводе №402 и здесь же прошёл значительный ремонт после атаки вражеского бомбардировщика, а затем постоянно возвращался сюда после работы на Севморпути.
Английская одиссея
Он родился 12 июня 1896 года в крестьянской семье и с ранних лет был приучен к труду: работать начал уже в двенадцать - на лесосплаве помогал отцу. В 1915-м Павел Пономарёв окончил двухклассную мореходную школу в уездной Кеми, получил диплом штурмана малого плавания и перед призывом в армию немного ходил в море на парусных судах. Служил сначала на Балтике, а потом на корабле Беломорской флотилии. В 1918-м, успешно сдав экзамены, Пономарёв поступил в Архангельское мореходное училище, а по окончании его устроился штурманом на траулер «Красный рыбак», с которого вскоре перешёл на пароход «Новая Земля»…Судно курсировало между Архангельском и Мурманском, а однажды отправилось в Англию. Никто из экипажа не знал, что пароход заочно приговорён англичанами к принудительной экспроприации. О ней стало известно лишь по прибытии судна. В порту русскую команду рассчитали, и каждый из моряков решил возвращаться на родину самостоятельно. Пономарёв дважды устраивался на иностранные суда, но всякий раз рейс складывался неудачно – стоянка в России отменялась. Снова Англия, ночёвки в матросских ночлежках, тяжёлая болезнь и лондонская больница. По выходе из неё Пономарёв написал письмо полпреду России в Англии Льву Борисовичу Красину, попросил его помочь. И письмо сработало! В Англии в те дни готовился к передаче России ледокол «Александр Невский» (будущий «Ленин»). Красин рекомендовал Пономарёва его капитану Михаилу Васильевичу Николаеву. Домой Павел Акимович вернулся в ранге четвёртого штурмана, а в целом он затем отработал на «Ленине» и последующие шесть лет - участвовал в ледокольных операциях и 2-й Карской товарообменной операции.
На спасение Нобиле
Следующий шаг в штурманской биографии Пономарёва – ледокол «Красин», должность старпома. В 1928-м ледокол был направлен советским правительством из Ленинграда в Арктику – на спасение людей итальянской экспедиции под командованием Умберто Нобиле. Их дирижабль «Италия» на обратном пути от Северного полюса потерпел катастрофу севернее Шпицбергена, и теперь оставшихся в живых воздухоплавателей предстояло найти и спасти.Признаться, впервые о капитане, а точнее, о старпоме Пономарёве я узнал, когда знакомился с материалами той самой спасательной экспедиции на «Красине». К сожалению, в красивом русско-итальянском фильме «Красная палатка» о тех событиях на экране мельком появляется капитан ледокола Карл Павлович Эгге, фигуру старпома корабля кинематографисты обошли вниманием, и, как мне кажется, напрасно, ведь после 1928 года в биографии Павла Акимовича начался довольно-таки интересный и знаковый период…
Во-первых, его наградили орденом Трудового Красного Знамени, грамотой ЦИК СССР, серебряным знаком «За спасение на водах». Во-вторых, последовало новое назначение с повышением – теперь он капитан ледокола «Ермак». Правда, в 30-х Пономарёв снова вернулся на «Красина», уже капитаном, участвовал в спасении челюскинцев и вынужденной эвакуации полярников с острова Врангеля.
С 1935 года Павел Акимович сначала возглавлял командование судами заграничного плавания «Свирь», «Моссовет», «Кооперация», потом стал капитаном-наставником всего Балтийского пароходства.
Атака у Пулонги
Началась война, и Пономарёв вернулся на ледокольный флот, возглавил экипаж линейного корабля – ледокола «Иосиф Сталин». Именно тогда, как позволяют судить документы, Павел Акимович впервые оказался в Молотовске. По мобилизационному предписанию ледокол надлежало вооружить артиллерией, зенитными пулемётами, средствами противоминной защиты. Эту работу выполняли труженики местного завода №402Трагедия случилась 15 января 1942 года. Три недели до этого ледокол работал на проводке судов в Белом море, запасы угля требовалось восполнить. В районе мыса Пулонга ему предписали принять топливо с парохода «Правда». Течением корабли сдрейфовало ближе к острову Сосновец, и здесь «Сталин» подвергся атаке немецкого бомбардировщика. Самолёт заметили на подлёте и открыли по нему огонь. Однако тому удалось-таки сбросить четыре бомбы, две из них угодили в ледокол. Были убиты четыре человека, ранило и контузило 17 человек, в том числе и капитана. Взрывами у корабля вывело из строя оба 45 мм орудия, сдвинуло с места паровые котлы, разрушило трубопроводы и часть электрокабельных трасс, ледокол временно лишился хода. Героическими усилиями экипаж устранил повреждения, и на буксире у парохода «Правда» ледокол малым ходом двинулся в Молотовск. Здесь «Иосиф Сталин» стал на ремонт в заводе №402, который длился полтора месяца.
Дальний Восток и Балтика
Затем Пономарёва решили отправить по Севморпути в американский порт Сиэтл, чтобы там его корабль стал в док. Так и поступили. А с уходом в Сиэтл начался ещё один этап в жизни Пономарёва - дальневосточный. Новое назначение Павла Акимовича – капитан ледокола «Молотов», который примерно год работал на проводке судов в проливе Лаперуза…С 1944-го он снова на Балтике - командовал линейным ледоколом, одновременно совмещая здесь руководство всеми ледовыми операциями. В 1945-м его включили в состав правительственной комиссии, занимавшейся разделом флота трофейных германских судов между странами-союзниками. Ещё позже он на четыре года стал советским представителем на верфях Финляндии, которая по заказу Советского Союза строила крупные дизель-электрические ледоколы.
Самоотверженный труд Павла Акимовича Пономарёва, отдавшего 50 лет профессиональной практики северным морям и Арктике, был отмечен высокими наградами: трижды его награждали орденом Ленина, а также орденами Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почёта» и Отечественной войны II степени. Есть у него и звания - «Почётный полярник» и «Почётный работник ММФ СССР».
Первый на атомоходе
С 1 марта 1957 года орденоносец Пономарёв стал капитаном, наблюдающим за строительством в Ленинграде первого в мире атомного ледокола «Ленин». К тому же до этого момента он участвовал и в разработке самого проекта корабля. В 1959-м он же вывел «Ленина» на испытания в Карское море, успешно сдал его и привёл в Мурманск.Первый экипаж атомного ледокола в основном состоял из молодёжи. Самым пожилым в нём оказался сам Пономарёв – Павлу Акимовичу тогда уже стукнуло 64 года. Вскоре на его здоровье сказались обострившийся полиартрит и давняя контузия военного времени. Медицинская комиссия запретила Пономарёву выходить в море. Тогда-то он и передал капитанские обязанности своему старпому Борису Макаровичу Соколову.
Умер капитан Пономарёв в Ленинграде в августе 1973 года, прах его покоится на местном Красненьком кладбище. Имя Павла Акимовича носили мощный дизель-электроход Мурманского пароходства и лесовоз Северного пароходства, в его память названы улицы в Мурманске, Архангельске и Петропавловске-Камчатском.
Ледокол «Ленин». Фото из архива Олега Химаныча
Ледокол «Иосиф Сталин». 1942 год. Фото из архива Олега Химаныча