Курсом на Молотовск: мореплаватель из Нименьги

24125
7 минут
Курсом на Молотовск: мореплаватель из Нименьги Павел Пономарёв. Фото из архива Олега Химаныча
Мысль рассказать об известных советских моряках, посещавших Молотовск, родилась во время работы над историей создания здесь морского порта. По ряду причин долгое время закрытая его летопись ранее не удостоилась внимания историков и краеведов. И только спустя десятилетия, когда появилась возможность знакомиться с документами и свидетельствами рождения молотовского порта, открылись сразу несколько неисследованных тем, в том числе и так называемая капитанская. В ней оказалось немало звучных имён и памятных событий. Сюда же отнесу и знатных капитанов ММФ и более позднего времени, приводивших свои корабли к нашим причалам. Рассказать о них стоит уже потому, что Северодвинск удостоен звания «Город трудовой доблести», а не упомянуть известных нашей стране мореплавателей, чей труд, конечно же, лёг в прочный фундамент почётного титула города, было бы неверно. Не претендую на обстоятельное и полное повествование о каждом из персонажей, пишу о них кратко из того, что известно мне. 

Над рубрикой для таких материалов долго думать не пришлось, она сама, что называется, напрашивалась – «Курсом на Молотовск»
__________________

Поморская земля дала нашей стране немало известных полярных судоводителей. Среди них Павел Акимович Пономарёв – уроженец онежской Нименьги. У него примечательный профессиональный путь от выпускника провинциальной мореходки до капитана первого в мире атомного ледокола «Ленин». И в летописи Северодвинска у него особенное место: в годы войны он командовал линейным ледоколом «Иосиф Сталин», который вооружался на заводе №402 и здесь же прошёл значительный ремонт после атаки вражеского бомбардировщика, а затем постоянно возвращался сюда после работы на Севморпути. 

Английская одиссея

Он родился 12 июня 1896 года в крестьянской семье и с ранних лет был приучен к труду: работать начал уже в двенадцать - на лесосплаве помогал отцу. В 1915-м Павел Пономарёв окончил двухклассную мореходную школу в уездной Кеми, получил диплом штурмана малого плавания и перед призывом в армию немного ходил в море на парусных судах. Служил сначала на Балтике, а потом на корабле Беломорской флотилии. В 1918-м, успешно сдав экзамены, Пономарёв поступил в Архангельское мореходное училище, а по окончании его устроился штурманом на траулер «Красный рыбак», с которого вскоре перешёл на пароход «Новая Земля»… 
 
Судно курсировало между Архангельском и Мурманском, а однажды отправилось в Англию. Никто из экипажа не знал, что пароход заочно приговорён англичанами к принудительной экспроприации. О ней стало известно лишь по прибытии судна. В порту русскую команду рассчитали, и каждый из моряков решил возвращаться на родину самостоятельно. Пономарёв дважды устраивался на иностранные суда, но всякий раз рейс складывался неудачно – стоянка в России отменялась. Снова Англия, ночёвки в матросских ночлежках, тяжёлая болезнь и лондонская больница. По выходе из неё Пономарёв написал письмо полпреду России в Англии Льву Борисовичу Красину, попросил его помочь. И письмо сработало! В Англии в те дни готовился к передаче России ледокол «Александр Невский» (будущий «Ленин»). Красин рекомендовал Пономарёва его капитану Михаилу Васильевичу Николаеву. Домой Павел Акимович вернулся в ранге четвёртого штурмана, а в целом он затем отработал на «Ленине» и последующие шесть лет - участвовал в ледокольных операциях и 2-й Карской товарообменной операции.

На спасение Нобиле

Следующий шаг в штурманской биографии Пономарёва – ледокол «Красин», должность старпома. В 1928-м ледокол был направлен советским правительством из Ленинграда в Арктику – на спасение людей итальянской экспедиции под командованием Умберто Нобиле. Их дирижабль «Италия» на обратном пути от Северного полюса потерпел катастрофу севернее Шпицбергена, и теперь оставшихся в живых воздухоплавателей предстояло найти и спасти.

Признаться, впервые о капитане, а точнее, о старпоме Пономарёве я узнал, когда знакомился с материалами той самой спасательной экспедиции на «Красине». К сожалению, в красивом русско-итальянском фильме «Красная палатка» о тех событиях на экране мельком появляется капитан ледокола Карл Павлович Эгге, фигуру старпома корабля кинематографисты обошли вниманием, и, как мне кажется, напрасно, ведь после 1928 года в биографии Павла Акимовича начался довольно-таки интересный и знаковый период…

Во-первых, его наградили орденом Трудового Красного Знамени, грамотой ЦИК СССР, серебряным знаком «За спасение на водах». Во-вторых, последовало новое назначение с повышением – теперь он капитан ледокола «Ермак». Правда, в 30-х Пономарёв снова вернулся на «Красина», уже капитаном, участвовал в спасении челюскинцев и вынужденной эвакуации полярников с острова Врангеля.

С 1935 года Павел Акимович сначала возглавлял командование судами заграничного плавания «Свирь», «Моссовет», «Кооперация», потом стал капитаном-наставником всего Балтийского пароходства.

Атака у Пулонги

Началась война, и Пономарёв вернулся на ледокольный флот, возглавил экипаж линейного корабля – ледокола «Иосиф Сталин». Именно тогда, как позволяют судить документы, Павел Акимович впервые оказался в Молотовске. По мобилизационному предписанию ледокол надлежало вооружить артиллерией, зенитными пулемётами, средствами противоминной защиты. Эту работу выполняли труженики местного завода №402

Трагедия случилась 15 января 1942 года. Три недели до этого ледокол работал на проводке судов в Белом море, запасы угля требовалось восполнить. В районе мыса Пулонга ему предписали принять топливо с парохода «Правда». Течением корабли сдрейфовало ближе к острову Сосновец, и здесь «Сталин» подвергся атаке немецкого бомбардировщика. Самолёт заметили на подлёте и открыли по нему огонь. Однако тому удалось-таки сбросить четыре бомбы, две из них угодили в ледокол. Были убиты четыре человека, ранило и контузило 17 человек, в том числе и капитана. Взрывами у корабля вывело из строя оба 45 мм орудия, сдвинуло с места паровые котлы, разрушило трубопроводы и часть электрокабельных трасс, ледокол временно лишился хода. Героическими усилиями экипаж устранил повреждения, и на буксире у парохода «Правда» ледокол малым ходом двинулся в Молотовск. Здесь «Иосиф Сталин» стал на ремонт в заводе №402, который длился полтора месяца. 

Дальний Восток и Балтика

Затем Пономарёва решили отправить по Севморпути в американский порт Сиэтл, чтобы там его корабль стал в док. Так и поступили. А с уходом в Сиэтл начался ещё один этап в жизни Пономарёва - дальневосточный. Новое назначение Павла Акимовича – капитан ледокола «Молотов», который примерно год работал на проводке судов в проливе Лаперуза…

С 1944-го он снова на Балтике - командовал линейным ледоколом, одновременно совмещая здесь руководство всеми ледовыми операциями. В 1945-м его включили в состав правительственной комиссии, занимавшейся разделом флота трофейных германских судов между странами-союзниками. Ещё позже он на четыре года стал советским представителем на верфях Финляндии, которая по заказу Советского Союза строила крупные дизель-электрические ледоколы.  

Самоотверженный труд Павла Акимовича Пономарёва, отдавшего 50 лет профессиональной практики северным морям и Арктике, был отмечен высокими наградами: трижды его награждали орденом Ленина, а также орденами Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почёта» и Отечественной войны II степени. Есть у него и звания - «Почётный полярник» и «Почётный работник ММФ СССР».

Первый на атомоходе

С 1 марта 1957 года орденоносец Пономарёв стал капитаном, наблюдающим за строительством в Ленинграде первого в мире атомного ледокола «Ленин». К тому же до этого момента он участвовал и в разработке самого проекта корабля. В 1959-м он же вывел «Ленина» на испытания в Карское море, успешно сдал его и привёл в Мурманск.

Первый экипаж атомного ледокола в основном состоял из молодёжи. Самым пожилым в нём оказался сам Пономарёв – Павлу Акимовичу тогда уже стукнуло 64 года. Вскоре на его здоровье сказались обострившийся полиартрит и давняя контузия военного времени. Медицинская комиссия запретила Пономарёву выходить в море. Тогда-то он и передал капитанские обязанности своему старпому Борису Макаровичу Соколову.

Умер капитан Пономарёв в Ленинграде в августе 1973 года, прах его покоится на местном Красненьком кладбище. Имя Павла Акимовича носили мощный дизель-электроход Мурманского пароходства и лесовоз Северного пароходства, в его память названы улицы в Мурманске, Архангельске и Петропавловске-Камчатском.


Ледокол «Ленин». Фото из архива Олега Химаныча


Ледокол «Иосиф Сталин». 1942 год. Фото из архива Олега Химаныча


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.