Курсом на Молотовск: из воспитанников Кадетского корпуса

15164
7 минут
Курсом на Молотовск: из воспитанников Кадетского корпуса Капитан Хлебников, 1944 год. Фото из собрания Сергея Терентьева
В своё время много слышал я о Юрии Константиновиче от одного из старейших водолазов Архангельска Николая Михайловича Тюрикова, который в 50-х ходил, даже зимовал на трассе Севморпути в экипаже под командованием Хлебникова. Но не только от него. Ветераны молотовского завода №402, заставшие войну, капитана Хлебникова помнили лучше, чем некоторых его коллег, ведь Юрий Константинович выступал перед ними, вернувшись из своей заграничной командировки в США. Было это в ноябре 1944-го, когда к причалу молотовского порта пришвартовался приведённый им в Советский Союз новейший американский дизель-электрический ледокол «Северный ветер»…

Ученик Воронина
Юрия Константиновича справедливо считают одним из учеников нашего легендарного капитана Воронина. И не зря! Он пришёл к нему вторым штурманом ещё в 1928-м, отходил под его началом пять лет – участвовал в экспедиции по спасению Умберто Нобиле, стал старпомом, а позже, уже на «Александре Сибирякове», отправился с Ворониным и Шмидтом в знаменитое сквозное и безостановочное плавание по Севморпути.

Среднего роста, худощавый, стройный, по-военному подтянутый, темноволосый, с живыми тёмно-карими глазами на тонком интеллигентном лице, он производил впечатление общительного и весёлого человека. К своим обязанностям относился очень серьёзно, и капитан ему полностью доверял - так пишут о Хлебникове современники.

В 1933-м Юрий Константинович принял от капитана Воронина пароход «Александр Сибиряков» и на нём спустя год высаживал группу зимовщиков Ивана Дмитриевича Папанина на мыс Челюскина…

Родился Юрий Константинович в Варшаве в семье военного топографа, учился в Кадетском корпусе и воевал в Первой мировой на эсминце «Десна». После расформирования Кадетского корпуса в 1918-м он ходил в море кочегаром на сухо­грузе «Александр Суворов» и на нём бывал за границей. С установлением советской власти на Севере Хлебников служил на эскадренном миноносце «Капитан Юрасовский», посыльном судне «Ярославна» и будущем ледорезе «Фёдор Литке», а после демобилизации подшкипером на том же корабле. В 1923 году, уверенно сдав экстерном экзамены и получив диплом капитана дальнего плавания, он стал штурманом ледокола «Степан Макаров», недолго работал на Северной верфи Ленинграда, на архангельском торговом пароходе «Субботник» и ледокольном пароходе «Георгий Седов» вплоть до своего появления у Воронина.

Командировка в США
Следующий корабль капитана Хлебникова – ледорез «Фёдор Литке». На нём он командовал с 1936 года, на нём же застал советско-финскую и Великую Отечественную войну. В 1943-м, приняв линейный ледокол «Микоян», Юрий Константинович в звании капитана III ранга отправился на нём в США. Там же стал советским наблюдающим представителем за постройкой американских ледоколов класса Wind. Три таких корабля американцы передали затем во временное пользование Советскому Союзу. Головной из них – Northwind («Северный ветер») - Юрий Константинович привёл по Севморпути в Молотовск. Было это в ноябре 1944-го.
И вот актовый зал одного из цехов завода №402. Здесь собрались ведущие инженеры и специалисты, чтобы послушать капитана Хлебникова, побывавшего в США, на знаменитых верфях, где строились ледоколы класса Wind. Среди них был и Юрий Дмитриевич Кайнов – один из тех, кого позже признали докой в области корабельного корпусного металла и одним из пионеров внедрения титана в отечественном судостроении. Уже будучи на заслуженном отдыхе, он мне рассказывал о той встрече с Юрием Константиновичем…

По словам Юрия Дмитриевича, его коллеги слушали капитана очень внимательно, а тот в основном рассказывал не столько как живут люди в США, а как они работают. Будучи наблюдающим за постройкой кораблей, он подметил важные моменты не только в технологии - как формируется корпус корабля, как насыщаются механизмами и аппаратурой его помещения, но и общепринятую ­практику в распорядке рабочего дня. По нему получалось, у американцев не было никаких вынужденных простоев, а только запланированные перерывы, когда, например, монтажники могли даже перекинуться в карты, но мгновенно, по свистку мастера или бригадира, сразу же бросали свой отдых и включались в работу. Во главу угла ставилась прежде всего дисциплина! Так же и дисциплина технологическая – всё строго по чертежам, по документации - никаких отступлений! «Мы слушали капитана и тут же прикидывали сказанное к нашему производству с его затяжными перекурами или же простоями из-за несогласованности заводских служб, нехватками и недопоставками, - откровенничал Юрий Дмитриевич. - И мы верили, что наступит день, когда и мы научимся работать так же слаженно, как и американцы в своём Сиэтле…»

Помнится, Юрий Дмитриевич, рассказывая о Хлебникове, несколько раз ронял фразы об особой интеллигентности капитана – в нём как-то сразу чувствовалось и его родовитое происхождение, и особое воспитание…
   
В шахтах Воркуты
Малоизвестный момент, который иные наши историки-биографы отчего-то стараются обходить стороной: в 1948-м капитана Хлебникова арестовали и осудили на 25 лет лишения свободы. Не посмотрели притом, что известный стране моряк за заслуги в военное время удостоен орденов Великой Отечественной войны I степени и Нахимова II степени. На поверку «дело Хлебникова» оказалось сфабрикованным по ложному доносу – якобы он передал иностранцам чертежи секретного ледокола. Но разобрались-таки, хотя и с опозданием - освободили Юрия Константиновича в 1956-м, а полностью реабилитировали только в 1957-м. Свой тюремный срок известный полярный капитан отбывал в Заполярье – работал в угольных шахтах Воркуты.

Архангельский водолаз Николай Михайлович Тюриков, однажды зимовавший неподалеку от Тикси в экипаже ледокола под командованием Хлебникова, рассказывал мне о своём капитане: 

- Я много по морям походил, много видел капитанов – умниц и самодуров, но Юрий Константинович особенный – в нём наша, морская косточка вплотную с природной интеллигентностью, что ли… Он так много знал и видел, с такими нашими легендарными полярниками и моряками работал, знал их лично - если начнёт рассказывать, заслушаешься! Но если по правде, рассказывал он редко, хотя на зимовке иной раз люди друг с другом, когда бок о бок, сживаются, почти родными становятся, и сокровенным делятся. С Хлебниковым не так - он не был молчуном или замкнутым человеком, но временами чувствовалось, хотя, может, только мне так и казалось, – у него за плечами была какая-то болезненная житейская драма - она на него давила. Думаю, это могло быть что-то, связанное с годами репрессий. О своём заточении он не рассказывал, но, помнится, с горькой усмешкой называл Сталина «лучшим другом шахтёров», а Воркуту – «сталинским курортом». Мы с ребятами были не из тех, кто в душу к нему хотел залезть. Поэтому особо и не расспрашивали об этом тяжёлом для него периоде…

Последний причал
Последние свои годы в Арктике капитан Хлебников (почётный работник морского флота СССР, почётный полярник и лучший капитан ММФ) командовал ледоколами «Капитан Воронин», «Капитан Белоусов» и легендарным «Ермаком» вплоть до вывода исторического ледокола из эксплуатации. Перед тем как окончательно сойти на берег и поселиться в Москве, он работал на ледоколе «Семён Челюскин» в порту якутского порта Тикси.

Помимо военных наград Юрий Константинович удостоен орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. Скончался капитан Хлебников  в июле 1976 года, похоронен в Москве на Николо-Архангельском кладбище.

В честь Юрия Константиновича советские гидрографы нарекли остров в Карском море (группа архипелага Известий ЦИК), мыс в заливе Русская Гавань на Новой Земле. Один из мощных дизель-электрических ледоколов и сегодня продолжает ходить по Севморпути с именем капитана Хлебникова на борту.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк


Ледокол класса Wind. Фото из архива Олега Химаныча


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.