АПЛ К-104 в Белом море. Фото из фонда музея предприятия
Есть повод сказать, какие лодки были в том памятном году возвращены в строй боевых кораблей: К-241, К-285, К-279, К-86, и К-104. Таким образом, предприятие «нарушило» упомянутый документ государственной важности, сдав флоту «лишнюю» подлодку. Сегодня расскажем о судьбе АПЛ К-104 проекта 675МК, которая и оказалась сверхплановой.
Лодка была построена Севмашем в 1963 году и после тринадцати лет эксплуатации Северным флотом пришла на «Звёздочку» для обновления. Как известно, моряки и корабелы называли эти лодки «раскладушками». Именно на подводных кораблях этого проекта впервые в мировой практике была реализована возможность залповой ракетной стрельбы с избирательным поражением кораблей противника, находящихся в составе соединений. На заказе предстояло выполнить ремонт и модернизацию, в том числе переоборудование и монтажные работы по установлению комплекса «Касатка», монтаж навигационного насыщения комплекса «НКМ-4-5», аппаратуры гидроакустики, радиосвязи, локации, дозиметрии и так далее.
Сдаточным подразделением определили цех 10, где замом начальника цеха по производству был Николай Калистратов. Ответственным сдатчиком заказа назначили Бориса Бирюлина, сдаточным механиком - Валерия Харченко. И работы начались. Хорошим подспорьем стало соцсоревнование и его новые приёмы – по технологической цепочке. Над заказом взяла шефство заводская газета «Трудовая вахта», на страницах которой и в передачах заводского радиовещания еженедельно сообщалось о ходе работ на заказе. Уделялось внимание и передовым коллективам, назывались и те, кому требовалось прибавить темпы. Среди передовиков не раз упоминались участки старших мастеров С.Г. Гамбурга, А.Н. Подольского, В.Г. Ваганова (цех 10), В.А. Шулепина (цех 40), Е.В. Станкевича (цех 41), строителей 3-го отдела В.В. Крупского, Н.Я. Гришина, Н.В. Денисова, механика цеха 16 И.Н. Конько. На заказе делали всё, чтобы передать его флоту в декабре 1981 года.
Так и произошло: приёмный акт был подписан 27 числа. Новый, 1982-й год экипаж встречал уже в родной базе. После ремонта и модернизации на «Звёздочке» в течение 1983 – 1988 годов АПЛ К-104 выполнила пять автономных походов общей продолжительностью 310 суток. Факт впечатляющий: лодка находилась под водой почти целый год!
В 1999 году К-104 исключили из состава ВМФ. Утилизировало её наше предприятие.
Ещё раз вернёмся к 1981 году. Он стал для «Звёздочки» рекордным не только по количеству сданных флоту заказов, но и отмеченных государственными наградами корабелов. Орденов и медалей удостоили 55 человек, а бригадиру слесарей-монтажников цеха 10 Геннадию Толстоногову присвоили звание Героя Социалистического Труда.