Как СССР чуть не подарил Албании плавбазу подлодок, построенную в Северодвинске

5597
6 минут
Как СССР чуть не подарил Албании плавбазу подлодок, построенную в Северодвинске Горьковская сдаточная база «Полярная» у причала Севмашпредприятия. Фото Евгения Сабирова
Это судно вспомогательного флота годами стояло, пришвартованное к причалу-набережной напротив воднотранспортного цеха 22 Севмаша. Многим оно было знакомо как судно Горьковской сдаточной базы, но лишь немногие ветераны знали, что история, хотя и вскользь, связала его с именем албанского национального лидера Энвера Ходжи. Некоторые из моих собеседников так и называли упомянутую плавбазу – албанкой.

Строили сначала для себя?
Речь о плавучей базе подводных лодок проекта 250. К концу пятидесятых, как известно, завод  402 уже уверенно шёл в производственной колее, выпуская подлодки, и тогда же, по одной из версий, возникла необходимость в плавучей базе для них именно на заводской акватории. Разработать её проект поручили северодвинским конструкторам. Руководителем проекта стал заместитель главного конструктора Севмаша О.Н. Сафотреров. Большую часть работ взял на себя и начальник одного из бюро С.Н. Тихонов.

В основу плавбазы они заложили корпус морского несамоходного лихтера проекта 526, которые числом 25 единиц ранее строил завод. Опыт переоборудования этих лихтеров у северодвинцев уже был, когда с 1956 года по начало 60-х в цехе 50 строили плавучие технические базы проекта 326 (четыре единицы), полуавтономные базы подлодок проекта 314 (четыре единицы) и несамоходные плавучие мастерские проекта 734 (семь единиц). 

Предназначалась база для обеспечения подводных лодок топливом, маслом, сжатым воздухом, электроэнергией, а их экипажей – продовольствием. Была предусмотрена и возможность текущего ремонта оборудования кораблей в мастерских базы. Вкратце технические параметры проекта 250: водоизмещение – 3300 тонн, длина корпуса электросварного исполнения с ледовыми подкреплениями - 92,3 метра, ширина корпуса – 13,4 метра, осадка – 3,5 метра. Машинно-котельная установка состояла из водотрубного котла, основных и вспомогательных дизель-генераторов. Имелась одна грузовая стрела в 15 тонн и две по три тонны. Число одновременно обслуживаемых подлодок – две. Мореходность судна – до шести баллов. Автономность – 20 суток. Бытовое оборудование и условия обитаемости были выполнены в соответствии с нормами. Экипаж – 38 человек. Строительство в Северодвинске велось под наблюдением инспекции Морского регистра СССР.

Тиран или благодетель?
Энвер Ходжа – албанский революционер, коммунист, государственный и партийный руководитель, который возглавлял Албанию 41 год и о котором многие советские историки говорят, будто бы он с 1944 по 1985 год проделал путь от революционера до тирана-диктатора. Он Народный Герой Албании, участник сопротивления фашистам в годы Второй мировой войны. Известно, что после  оккупации Албании итальянцами Ходжа возглавил партизанское движение, а его страна в 1945 году изгнала оккупантов без введения на свою территорию войск антигитлеровской коалиции.

Он родился в городе Гирокастра в 1908 году в семье бекташей — последователей суфийского ордена, сочетающего ислам с элементами христианства. Летом 1930 года юноша окончил лицей и поступил во французский университет Монпелье, но вскоре был вынужден покинуть его и получать образование в других вузах из-за увлечения коммунистическими идеями. Энвер с ранней юности являлся горячим почитателем Иосифа Сталина и лично познакомился с ним в 1938 году, когда впервые побывал в СССР. К слову, позднее Ходжа присутствовал на московском Параде Победы (1945) и получил орден Суворова из рук своего политического кумира.

После войны Советский Союз активно участвовал в индустриализации Албании, строительстве здесь заводов, больниц и школ. Армии и молодому её флоту поставлялось советское вооружение, а также советские корабли, в их числе 12 подводных лодок. Было это в пору замыслов Советского Союза иметь в Средиземном море постоянное место базирования для своего флота и дружественной тогда Албании, которая поначалу даже входила и в СЭВ (Совет экономической взаимопомощи), и в Варшавский договор.

В 1947 году Энвер Ходжа возглавил партийный переворот и стал руководителем компартии страны. Первым государством, с которым рассорилась Албания, стала Югославия, которая первоначально тоже оказывала помощь южному соседу. Ходжа счёл, что Иосиф Тито готовился поглотить его государство. А затем уже наступила очередь и СССР. Разрыв произошёл после прихода к власти Никиты Хрущёва, вызвавшего у Ходжи отторжение как антисталинист и автор некорректных реплик во время визита в Тирану. Именно тогда и решилась судьба молодого и малочисленного флота Албании на базе во Влёре. В ходе этой ссоры Ходже удалось-таки «отжать» у СССР четыре советские подлодки. Между тем позже, уже в конце семидесятых, Албания разорвала отношения и с «ревизионистским» Китаем, с которым долгие годы дружила.

Потомки подданных диктатора до сих пор не могут решить, чего больше принес политик-изоляционист родине — добра или зла. Скажем, население Албании при Ходже выросло с полутора до трёх с половиной миллионов человек, а уровень их грамотности - с 5% до 9%. В стране развивались сельское хозяйство, промышленность и образование - была даже создана Академия наук. В 1960 году Энвер отменил подоходный налог, постоянно снижал зарплаты чиновникам, а если гражданин Албании умирал, семья получала выплату в размере годовой зарплаты или пенсии усопшего.

Вместе с тем Ходжа запретил гражданам владеть автомобилями и роялями, носить джинсы, слушать рок и джаз. Албания - единственная страна в мире, в которой официально запрещалась любая религия. Политика такого изоляционизма привела к строительству в Албании сотен тысяч бункеров (одно такое защитное сооружение приходилось на каждых пятерых албанцев). Аресты и казни были распространены в стране. Репрессиям подвергся каждый третий житель. По примеру Сталина Ходжа устраивал партийные чистки. В государственной измене Энвер обвинил даже ближайшего соратника, товарища по партизанской борьбе Мехмета Шеху.

После ссоры с Хрущёвым
Но вернёмся к плавбазе северодвинцев, построенной по проекту 250. Ответственным сдатчиком её назначили В.В. Зеленцова, сдаточным механиком - Л.В. Будрина. Судно нарекли «Полярная» и с декабря 1958 года приняли на баланс завода 402 приказом директора предприятия Е.П. Егорова. Правда, тут пока есть спорный момент. Одни мои собеседники-ветераны утверждали, что плавбазу начали строить, уже имея планы передать её албанским морякам. Другие с ними категорично не соглашались, – дескать, строилась плавбаза изначально для нужд завода 402 (Севмаша), а затем (уже перед самым подписанием приёмного акта) возникла «идея наверху»  переправить её в Албанию, где имелось соединение советских подлодок. И вроде как даже начали подготовку к передаче, но тут новый поворот – Никита Хрущёв вдрызг разругался с Ходжей. А тот обиделся да и захватил подаренные Советским Союзом корабли, включая четыре подлодки. Захватил и не вернул.

Так плавбаза хотя и была приписана к Архангельскому морскому порту, осталась служить северодвинскому предприятию. А уже в дальнейшем «Полярную» передали Горьковской сдаточной базе в Северодвинске для достройки, проведения испытаний и базирования кораблей, построенных в «Красном Сормове». Помнится, всякий раз мы с фотокорреспондентом Евгением Сабировым обращали внимание на этот внешне своеобычный корабль, когда делали репортажи из воднотранспортного цеха Севмаша.

С годами пришёл и срок для эксплуатации «Полярной», тем более что и Горьковская сдаточная база к тому часу съехала с акватории Северодвинска. Плавбазу разоружили и передали судоремонтному заводу в Лайском Доке. Для утилизации. Там мы её и застали, чтобы сделать последние фотоснимки плавбазы «албанки».

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк


Многолетний лидер албанских коммунистов Энвер Ходжа. Фото из архива Олега Химаныча


Сдаточная база горьковчан «Полярная» прибыла в посёлок Лайский Док для разделки на металл (1996). Фото из архива Олега Химаныча


Последние дни «Полярной» в сухом доке судоремонтного завода (1997). Фото из архива Олега Химаныча


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.