Николай Жерихин: бег – образ жизни. Фото из личного архива Н.М. Жерихина
Считать километры каждый должен был самостоятельно, а затем заносить результат в специальную карточку. К примеру, можно было пройтись от дома до работы пешком и отметить километраж в таблице. Контролёром для каждого советского человека являлась совесть. Организаторы убеждали, что приписанные километры не принесут пользы для здоровья.
Участники ежемесячно сообщали в спорткомитет, куда они «добежали» и о своём самочувствии. О лидерах, как бы сейчас выразились, городского флешмоба каждый месяц публиковали заметки в газете. Были и контрольные соревнования: бег от площади Мира до ягринского мемориала, плавание, лыжный поход на 20 километров, массовый велопоход, массовый легкоатлетический забег на дистанцию 1169 метров. Результаты тоже заносились в карточку участника. Чтобы занять в конкурсе место не ниже двухсотого, обязательно нужно было принять участие как минимум в двух соревнованиях.
Влился в эту спартакиаду здоровья и слесарь со «Звёздочки» Николай Жерихин.
– Идея годового забега принадлежит Борису Васильевичу Столярову, мастеру спорта СССР по лёгкой атлетике, участнику Олимпиады в Мельбурне в 1956 году в дисциплине бег с барьерами на 110 метров. А тогда, в 1979 году, он руководил спорткомбинатом «Беломорец», – вспоминает Николай Митрофанович. – Подобных акций в соседнем Архангельске или других городах не было. Нам сказали, что выделено сорок путёвок на Олимпиаду, их получат те, кто первыми «добегут» условный путь до Москвы. И это был огромный стимул! В Северодвинске тогда начался беговой бум!
Бег в жизни слесаря Жерихина появился после серьёзной болезни, когда после двухмесячного приёма антибиотиков мужчине было трудно даже подняться по лестнице, хотя до этого момента он занимался физкультурой и в школе участвовал в спортивных соревнованиях. Николай Митрофанович начал изучать информацию о том, как оздоровить организм. Решил бегать трусцой по совету газеты «Советский спорт». Начал с темпа чуть быстрее ходьбы, с двухсот метров и еженедельно прибавлял к дистанции пятьдесят. Самочувствие и правда улучшилось. Жерихин начал жить под девизом: «Здоровье – это вершина, на которую человек должен забраться сам».
В городском забеге «на Олимпиаду» хватило сил занять второе место. Заводской слесарь перевыполнил установленный организаторами норматив и за год прошёл, пробежал и проплыл полторы тысячи километров.
Флешмоб закончился, но Николай Жерихин уже не мог остановиться. Он преодолевал марафоны и кроссы, стал чемпионом города по лёгкой атлетике, лыжам и триатлону, выполнил норматив КМС и мастера спорта, получил знак «Отличник физической культуры и спорта». Его избрали физоргом цеха 15, и девять лет подряд он заражал здоровым образом жизни коллег.
– Я, наверное, единственный участник всех пятидесяти заводских спартакиад, начиная с первой. И наш цех был в лидерах соревнований по всем двадцати четырём видам, – признался Николай Митрофанович.
Сейчас северодвинский Форрест Гамп работает слесарем СВиК в РЭЦ. Трудится по сменам, поэтому через день в 10 утра выбегает из дома, преодолевает два километра в сосновом бору, совершает порядка пятидесяти спусков и подъёмов по дюнам. Почему бегает только утром? Занятия физкультурой стали более осознанными. Николай Митрофанович ориентируется на биоритмы, занимается самомассажем и продолжает вести ту самую карточку учёта километров, которую завёл, когда пытался «добежать» до Олимпиады.
- Сейчас я нахожусь на пятом витке вокруг Земли. Все олимпийские столицы уже «преодолены». В августе мне исполнится 75 лет. К этой дате и Дню физкультурника я хочу, чтоб мой «пробег» составил сто семьдесят пять тысяч километров, - поделился планами Николай Митрофанович.
Кстати, путёвку на Олимпиаду-80 Жерихин так и не получил. Но в Москву поехал. Сам, «дикарём». Чтобы исполнить мечту, ночевал на столичных вокзалах, преодолел другие приключения. Характер у человека такой – ставить цели и не бояться препятствий.
Ирина МАНСИМОВА