Как педагоги в бирюльки играли

3282
7 минут
Как педагоги в бирюльки играли Надежда Александровна Антуфьева и Настя Коловангина принимают гостей в архитектурном парке «Бирюльки». Фото Оксаны Козицыной
– Мы сейчас находимся в уникальном месте, именно здесь находится Великий континентальный водораздел двух океанов – Северного Ледовитого и Атлантического… – рассказывает гостям из Северодвинска специалист по туризму Кенозерского национального парка Светлана Малиновская.

Этот разговор происходит на полоске земли – озовой гряде, расположенной между озёрами Масельгское и Вильно, воды которых через систему рек и озёр попадают в разные океаны.

В Кенозерском нацпарке точно знают, как и чем можно удивить и заинтересовать туристов. Именно поэтому сюда и приехали представители образовательных учреждений Северодвинска – участники проекта «Летняя музейная школа «Музейный цех». Этот проект реализуется центром социальных инноваций «Открытая идея» и Северодвинским городским краеведческим музеем при поддержке Губернаторского центра Архангельской области. 

Педагоги и музейщики приехали в национальный парк, чтобы исследовать организацию работы экологических маршрутов и музейных пространств. Участники проекта перенимали опыт, как и чем можно привлечь посетителей в музеи, какие существуют интересные формы работы и какие эффективные приёмы можно использовать при подготовке выставок.

Путешествие по музеям Поморья – это уже второй этап проекта «Летняя музейная школа» (на первом были теоретические занятия в городском краеведческом музее). В течение семи дней участники проекта старались узнать как можно больше практических секретов музейщиков, ведь в этом году каждому из них предстоит создать или обновить музей в своём детском саду, школе или техникуме.

Маршрут для участников летней музейной школы был составлен так, чтобы педагоги увидели успешный опыт работы больших и маленьких музеев. Путешественникам было чему поучиться как у одних, так и у других.

– Это путешествие по Архангельской области задумывалось для того, чтобы посмотреть, как делают музеи в разных городах, небольших посёлках. Участники проекта работают в небольших учреждениях, музейное дело не является их основной деятельностью, поэтому мы заглядывали как в крупные музеи, которые могут похвастаться своими коллекциями, экспозициями, так и в небольшие музеи по дороге. Мне кажется, что получилось очень удачное сочетание государственных и негосударственных музеев, которое позволяет посмотреть музейное дело Архангельской области, получить информацию для себя и наладить связи, – поясняет один из кураторов проекта «Летняя музейная школа «Музейный цех», начальник отдела экспозиционно-просветительской работы Северодвинского городского краеведческого музея Анастасия Цветкова.

В визит-центре Каргопольского сектора национального парка гости увидели, как можно использовать природные материалы в оформлении экспозиции, и в то же время оценили  использование современного освещения и инфографики на выставках.

Экотропы – отдельная история Кенозерья: все они с удобными дорожками, арт-объектами и информационными стендами. Здесь же, в Кенозерье, у посетителей есть возможность буквально окунуться в историю, отправившись в плавание на вёсельных лодках по системе озёр к памятнику гидротехники XIX века. Водяную мельницу на Левусозере усилиями кенозерских энтузиастов смогли восстановить в 2006 году. И сейчас туристы могут своими глазами увидеть работу всех механизмов мельницы.


Путешествие на лодках по системе пяти озёр к Гужовской мельнице


Участники проекта вышли на тропу муравейников в Каргопольском секторе Кенозерского национального парка

Проложены в национальном парке туристические маршруты и к сохранившимся архитектурным памятникам. Причём интересные истории о них туристам рассказывают не только сотрудники нацпарка, но и местные жители, которые очень любят свой край. Так, Василий Александрович Попов – специалист по многокилометровым природным маршрутам, а его сестра Надежда Александровна Антуфьева – полноправная хозяйка в архитектурном парке «Бирюльки», где в одном месте в масштабе один к двум построены деревянные дома, бани, амбары, овины, часовни... Заглянув в окна этих мини-изб, можно увидеть, как был устроен быт кенозерских крестьян. Ну а подробности гостям с готовностью рассказывают юные экскурсоводы, подготовкой которых занимается национальный парк. Это ещё один момент, который взяли на заметку участники летней музейной школы.

В Каргопольском историко-архитектурном и художественном музее северодвинские педагоги  смогли увидеть две новые выставки. Одна из них – строгая и академичная «Дороги Романовых» – была подготовлена сотрудником музея на основе многолетних исследований при помощи художника из Петербурга и московского журналиста.  В комплексе с выставкой были организованы мастер-классы, а также экскурсия по городскому маршруту.

Ну а выставка «В отражении Тихманьги» родилась на основе коллекции текстиля, который находился в фондах музея, концепцию же подсказали дневниковые записи владелицы тех самых сарафанов. На их основе местной художницей были созданы комиксы, которые зримо представляют историю жизни простой девушки в форме, интересной и детям, и, как оказалось, взрослым.


Каргопольский музей, выставка «В отражении Тихманьги»

Конечно же, северодвинские путешественники не смогли обойти своим вниманием церкви Каргополя. Здесь в одном месте можно увидеть сразу несколько комплектов знаменитых небес, которые когда-то украшали купола разных соборов этого района.


Участники проекта на пешеходной экскурсии по Каргополю


В Каргополе в соборе Рождества Христова в хранилище коллекций «небес» из деревянных храмов Каргополья


«Небеса»

Ещё одной точкой на маршруте музейщиков стало село Конёво. В небольшом школьном музее участники проекта смогли узнать очень много профессиональных секретов. Здесь могут рассказать о том, что происходило в Конёвской школе с 1882 года. Историю школы и села помогает сохранять Валентина Ивановна Сидорова, которая руководит школьным музеем уже больше 40 лет. За эти годы Валентина Ивановна подготовила не одно поколение помощников – юных экскурсоводов, которые провели для участников проекта четыре экскурсии.


Музей Конёвской средней школы. Экскурсия «Как рубашка в поле выросла»


Экскурсию для гостей проводит руководитель школьного музея Валентина Ивановна Сидорова (с. Конёво)

По дороге из Кенозерья в сторону Архангельска ученики летней музейной школы заглянули в частный музей в селе Лядины. А в городе Мирном музейщики познакомились с работой ведомственного музея, где с гордостью рассказывают о достижениях космодрома и тех людях, которые создавали его славную историю.

Настоящим открытием для участников проекта стал музей белого мишки в архангельском детском саду «Сиверко». Здесь увлечённые своим делом педагоги на грантовые средства создали удивительный музей, где можно узнать очень много интересных фактов о природе Арктики, её исследованиях и исследователях.


Педагоги изучают возможности работы с системой «интерактивный пол» в детском саду «Сиверко» (Архангельск)

А ещё были замечательные экскурсии в музеи Уймы и Катунино, поездка в село Ломоносово, где участники проекта не только познакомились с экспозицией музея, но и приняли участие в мастер-классе в косторезной мастерской.


Мастер-класс по резьбе по кости в селе Ломоносово

Путешествие получилось очень интересным, насыщенным и полезным для дальнейшей работы учеников этой необычной летней школы над их новыми или обновлёнными музеями. Ну а ещё один плюс этой поездки – новые знакомства (сколько километров прошагали бок о бок!), которые теперь вполне могут стать основой для новых интересных совместных проектов.

Педагог дополнительного образования, руководитель школьного музея (школа № 21) Анастасия Гаревских:

– Поездка дала возможность посмотреть различные методики работы в музеях. Мы посмотрели, как реализуется интерактивность в работе, как оформлены музеи, насколько богаты музеи, несмотря на то что не являются государственными, как простые жители хранят историю своего края, как привлекают к этому детей... Это было очень интересно, познавательно.

Педагог-организатор ДЮЦ Наталья Коняева:

– Вообще вся поездка была очень интересной. И остановки были полезны, в каждом музее мы что-то для себя взяли на заметку. Особенно, конечно, интересно было узнать новые интерактивные формы работы, способы оформления материала, например интерактивные стенды, какие-то игры… Даже экотропы были нам полезны, хоть мы и школьные музеи и находимся в помещениях, но можно придумать какие-то новые формы работы. А посещение Каргопольского музея дало нам профессиональный опыт. Было интересно, как пронумерованы предметы, как они выставлены по всем правилам, какое музейное оборудование используется, как это оборудование можно использовать в работе с детьми. Это тоже очень важно и можно взять на заметку. Ну а посещение школьного музея поразило работой школьников, работой экскурсоводов юных – нам показали, как они встречают настоящих туристов, как рассказывают, показывают, проводят свои экскурсии.


Геокласс, где сотрудники национального парка рассказывают геологическую историю Кенозерья


Участники летней музейной школы на экоферме «Мезенка»


Путешествие на Хижгору к церкви во имя преподобного Александра Свирского Чудотворца


Экскурсию у шатровой мельницы-голландки (Ровдина Гора) проводит директор Мемориального музея М.В. Ломоносова Николай Выморков


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.