Как академик Александров в Северодвинске объяснял «эффект начальства» на примере бутерброда с маслом

3660
6 минут
Как академик Александров в Северодвинске объяснял «эффект начальства» на примере бутерброда с маслом 1 сентября 1983 года. У проходной цеха 42 Севмаша. Ленточку перед монументом 25-летию АПЛ «Ленинский комсомол» перерезают Анатолий Александров и бывший командир лодки К-4 Лев Жильцов. Фото из архива Олега Химаныча
Академик Анатолий Петрович Александров был частым гостем в Северодвинске, особенно когда на Севмашпредприятии создавались первые атомные подлодки. У него даже собственная жилая площадь была в доме на улице Советской, 54. Конечно, такого «секретоносителя», как Анатолий Петрович, наши компетентные органы тщательно оберегали, да и сам академик праздно по улицам города не ходил. Поэтому в городе его больше узнавали те, кто работал на предприятии.

По их воспоминаниям, он человек фундаментальных и обширных научных познаний и широкого спектра ума, достаточно решительного, но и не скоропалительного на выводы. Академику Александрову был присущ такт в общении с коллегами, он умел внимательно слушать собеседников, не терпел разгильдяйства. Утверждали, что он знал всех офицеров подлодки по имени и фамилии, был с ними прост в общении, не гнушался принять чарку в компании в неурочное от вахты время.

1 сентября 1983 года Анатолий Петрович приезжал в Северодвинск с приятной миссией – как раз у цеха  42 Севмаша открывали памятный знак, посвящённый 25-летнему юбилею сдачи флоту первой нашей атомной подлодки К-3 «Ленинский комсомол», которую создавали как раз в цехе 42. Вот на этом торжестве почётного гостя, знаменитого академика и увидели уже многие горожане. Анатолий Петрович выступал на том митинге с небольшой речью, а затем вместе с бывшим командиром подлодки Львом Михайловичем Жильцовым разрезал ленточку у нового монумента. Монумент, к слову, разработали сами специалисты верфи – фигура рабочего держит на вытянутых руках атомную подлодку под развевающимся военно-морским флагом СССР.

То есть в тот торжественный день был у многих из работавших с Анатолием Петровичем повод вспомнить различные истории о совместной работе над атомным проектом. А среди них Иван Васильевич Лодыгин – главный энергетик Севмаша. В частности, именно он рассказывал мне о том, как они вместе с академиком выбирали место для строительства на акватории завода станции безобмоточного размагничивания атомных лодок. Были также от Ивана Васильевича и его коллег ещё пара-тройка занимательных историй.

История первая
Вот, скажем, в декабре 1956 года с реактором конструкции Александрова случилось самое первое ЧП. Было это на стенде в лаборатории измерительных приборов АН СССР. Произошёл так называемый пережог реактора, и не сработала аварийная защита. Только после извлечения повреждённой активной зоны реактора и её замены стенд продолжил работу. Главным же действующим лицом здесь выступил нерастерявшийся Анатолий Петрович Александров, предотвративший катастрофу. Вот что рассказывали свидетели.

Аварийной защитой реактора являлись сами каналы. Для этого некоторое количество каналов тросиками через блоки извлекалось из активной зоны реактора, и таким образом глушился реактор. Во время одного из разгонных экспериментов оператору подали команду на глушение реактора. Переключили уже последний диапазон, а разгон реактора всё продолжается. Все смотрят на оператора, а тот отчаянно дергает рукоятки - каналы ни с места! Люди просто оцепенели. Тогда на постамент, окружающий корпус реактора, вскочил сам Анатолий Петрович, он наклонился над реактором и вручную выхватил оттуда несколько каналов. Так он и заглушил реактор.

История вторая
Вторая история произошла уже в Северодвинске в преддверии физического пуска атомного реактора на первой атомной подводной лодке, которую я тоже по памяти попытаюсь передать.

Физический пуск реактора - очень ответственная этапная операция, и все, конечно, с нетерпением ждали этого момента. В том числе и Дмитрий Фёдорович Устинов, который в ту пору был секретарём ЦК КПСС и курировал оборонный комплекс страны. Вот он, будучи в Северодвинске, и спросил Анатолия Петровича, мол, когда будем запускать реактор, ведь для этого вроде бы всё уже готово? А Анатолий Петрович ему неожиданно ответил:

- И правда, всё к этому уже готово. Но произведём пуск, как только вы уедете.
- Как так?! Почему? - удивился Устинов.

Анатолий Петрович ему пояснил:
- Физический пуск реактора очень серьёзная операция, а вы – высокого ранга человек. Как правило, когда на таких операциях присутствуют ответственные люди, всё идёт наперекосяк. Вы же знаете, как на корабле - чем больше на мостике начальства, тем больше неразберихи. А мне не хотелось бы такого «эффекта начальства».

- Ну, вы что-то здесь мудрите, - засомневался Дмитрий Фёдорович Устинов. - Что за суеверия? Сами-то вы как академик можете объяснить, почему в присутствии начальства всё идёт хуже, чем обычно случается?

- А вы, Дмитрий Фёдорович, - отвечает ему Александров, - можете объяснить, почему бутерброд всегда падает маслом вниз? Нет? Но тем не менее это так! Вот и «эффект начальства» объяснить невозможно, но на практике он есть, я сам тому многократно свидетель.

Такая история. Не знаю, присутствовал ли Дмитрий Фёдорович на физическом пуске реактора подводной лодки или нет, но всё удалось – атомное сердце корабля заработало. В тот день в вахтенном журнале заводского пульта академик Александров оставил собственноручно запись, которая уже много раз цитировалась и цитируется историками: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар. 17 апреля 1958 года».

История третья
Ещё один случай, который поведали ветераны Севмаша, работавшие на окончательном монтаже атомной подлодки. Лодка уже готовилась к выходу в море, как внезапно возникли вопросы по радиационной обстановке.

И вовсе не сбои в работе реактора стали тому виной, а обилие на подлодке световых знаков постоянного свечения, где на шрифте надписи присутствовали добавки радия. Военные моряки отказались их снимать, ссылаясь на приказ главкома флота С.Г. Горшкова. Тогда Анатолий Петрович Александров и председатель государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению Борис Евстафьевич Бутома незаметно отломали от одного из знаков кусочек и незаметно положили в карман Горшкову. Когда тот направился к выходу из подлодки, сработала сигнализация. Строгий вахтенный, как того и требовали инструкции, попросил главкома вернуться, пройти помывку и переодеться. Когда же Сергею Георгиевичу открыли причину срабатывания сигнализации, все светящиеся знаки на подлодке с добавками радия были сняты.

История четвёртая
Наконец, многим памятный случай, уже на передаче атомной подлодки.

Заместитель главкома ВМФ СССР по вооружению адмирал Павел Григорьевич Котов вспоминал: «1 июля 1958 года - день подъёма военно-морского флага на первой советской атомной подводной лодке. Выступили главком ВМФ, адмирал Флота СССР Сергей Горшков и директор завода Евгений Егоров, который в конце своего выступления, отмечая заслуги Анатолия Петровича в создании первой атомной подводной лодки, от имени коллектива завода вручил ему красный флаг подводной лодки. Мы все видели, с каким волнением Анатолий Петрович принял, поцеловал его и произнёс со слезами на глазах: «Это для меня самый дорогой подарок в жизни. Когда буду умирать, накажу семье, чтобы этот флаг положили мне в гроб».

К слову, это пожелание Анатолия Петровича впоследствии было исполнено. Выполнили и другую волю великого учёного: похоронен Анатолий Петрович на Митинском кладбище Москвы, там, где упокоились некоторые из ликвидаторов Чернобыльской аварии.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк


Митинг, посвящённый 25-летию АПЛ К-3 «Ленинский комсомол»


На снимке 1968 года директор Севмаша Евгений Павлович Егоров и академик Анатолий Петрович Александров. Крайний справа – главком ВМФ СССР Сергей Георгиевич Горшков. Фото из архива Олега Химаныча


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.