Из истории судостроения в Северодвинске: крейсерские девчата и артиллерист Ариадна

7147
7 минут
Из истории судостроения в Северодвинске: крейсерские девчата и артиллерист Ариадна Лёгкий артиллерийский крейсер «Молотовск» - первый в серии проекта 68-бис, построенный в Молотовске на заводе №402. Фото из архива Олега Химаныча
Уже в середине 50-х годов прошлого века в Северодвинске не считали, что женщина на корабле – к несчастью.

В прошлом веке известие о женщине, даже отдалённо причастной к морской корабельной профессии, вполне могло поверг­нуть в шок достопочтенного обывателя. В самом деле, до середины века двадцатого сенсацией считалась женщина на капитанском мостике торгового судна. Хотя «мужские традиции» на флоте отходили уже самым решительным образом, и в числе первых – в России, где больше всего появилось женщин-штурманов и женщин-капитанов. А сегодня есть даже женщина-офицер, командир подводной лодки. Правда, не у нас, а в Норвегии.

Восемь девушек
Так в своё время и говорили, мол, женщина на корабле – к несчастью. Но в середине 50-х на верфи в Северодвинске уже так не считали. В подтверждение история, которую поведала нам северодвинка Любовь Петровна (Хаймусова). Мы надеемся, на её рассказ откликнутся и другие действующие лица этой необычной истории. Итак, Любовь Петровна рассказала:

«Нас, восьмерых девчат, зачислили в сдаточную команду крейсера «Молотовск». Было это в 1954 году. Среди нас были два инженера-химика из цеха 25 – Мария Дмитриевна Соберг и Людочка Жданова, два контрагента по системам вооружения и один по электрической части. Ещё была женщина-экономист – Клавдия Александровна (запамятовала её фамилию). Ну и я – бухгалтер-«материальщик».

Жили мы, девчонки, все вместе – ввосьмером в старшинском кубрике. Питались в офицерской столовой, а в часы досуга ходили в кино туда же. К нам относились очень корректно. И офицеры, и матросы, и все наши ребята из заводской команды.
Что мне особенно запомнилось из того времени, так это сильный шторм в осеннем море. Крейсер наш немаленький, но и его с борта на борт так валяло, что нельзя было пройти по коридору, даже открыть дверь в кубрик. Мы, женщины, как говорится, лежали в лёжку. И страшно было. Только Людочке Ждановой качка нипочём! Сходит на камбуз, наберёт солёной селёдки – сама ест и нам всем по кусочку кладёт в рот. Когда же шторм закончился, мы долго вспоминали об этом – уже смеялись над собой.
Были мы, девчонки, на борту «Молотовска», и когда этот корабль с завода перегоняли уже в Североморск. А ещё через год был такой же сдаточный крейсер – «Мурманск».

А ещё на крейсере «Молотовск», помню, ходила в море Ада (Ариадна) Павловна Назарьина. Про неё скажу: без преувеличения легендарная личность. Женщина – ответственный сдатчик по вооружению! Такого, по-моему, в мировой истории не было.
Маленькая, хрупкая, она, казалось, никогда не устаёт и не отдыхает. Если случился какой-то сбой или непорядок в работе, могла среди ночи поднять смену (это когда все уставшие после напряжённых вахт). Когда просьбой, когда криком, а случалось, и крепким словцом – всё равно добивалась своего. Авторитет был у неё непререкаемый!

Помню, однажды на корабль приехал какой-то важный военачальник. Нам, женщинам, было приказано из кубрика даже носа не показывать: тот чин не переносил присутствия женщин на корабле. Но вот стал осматривать вооружение, и возникли вопросы. Тут появилась наша Ада Павловна: не побоялась выступить вперёд, всё чётко разъяснила – и тем «обезоружила» военачальника».

Пушки - её специальность
Подробнее об Ариадне Назарьиной продолжим рассказ уже мы. Без преувеличения, Ада Павловна на молотовском заводе NO402 (а позже на Севмаше) была личностью очень известной. Дело тут не только в уникальной принадлежности её к чисто мужской профессии ответственного сдатчика, но и в том, что специалистом она являлась незаурядным – не только по названию должности, сколько по сути своего отношения к делу. А свою редкую профессию она, между прочим, выбрала себе сама.

В 1949 году молотовский завод от больших охотников за подлодками перешёл к серии эсминцев проекта 30-бис. Это был один из ключевых моментов в истории предприятия: шёл не только рост объёмов производства, но и принципиально менялась технология кораб­лестроения. Требовались специалисты высокой квалификации. В числе прочих приехала в Молотовск и Ада Павловна.

Многие тогда просто ахнули, прочитав в её дипломе: артиллерийский факультет ленинградского военно-механического института, а специальность – инженер-механик по морским артиллерийским башенным установкам. Причём это был уже второй диплом Назарьиной о высшем образовании. В первом же значился Одесский институт инженеров морского флота.

Башенные орудия на эсминцы изготовлял тогда механический цех 4 завода №402. Техническое руководство им исполнял отдел под тем же номером. Тут молодому специалисту откровенно повезло: руководил отделом инженер Владимир Семёнович Мамашин – личность авторитетная в кругах корабелов. И не только завода №402. Его практическая школа многого стоила. Назарьина со временем возглавила конструкторское бюро отдела, а позже заслужила лестный отзыв одного из ведущих наших морских инженеров и организаторов К.Н. Кулигина: «А.П. Назарьина является одним из лучших работников отдела».

Профессиональная судьба свела Аду Павловну с Кулигиным на строительстве крейсеров – крупнейших кораблей, когда-либо строившихся в Молотовске-Северодвинске. Из 28 лет, отданных заводу, большую часть времени она отработала в должности строителя, старшего строителя. А начинала как раз на крейсерах.

Её небольшой рост, мальчишеская комплекция вкупе с тем обстоятельством, что на палубе корабля появляться она должна была исключительно в мужской одежде, не раз становились причиной забавных случаев. Мой отец, тоже ходивший в сдаточной команде «Мурманска», припомнил один из них. Предваряя его, нужно сказать, что одно время Ада Павловна курила. Правда, причиной тому была вовсе не «огрубевшая женская натура», а известное желание утвердиться в чисто мужском коллективе.

И вот однажды, попыхивая папироской, уже направляясь к месту для курящих, она появилась на палубе – рабочий комбинезон, брюки, заправленные в сапожки, волосы собраны и спрятаны под берет. Проходила она мимо одного из постов, как вдруг её схватил за плечо неосведомлённый о ней вахтенный верзила:

- Ты что это, пацан, на палубе куришь?
- Я не какой-то пацан, - вежливо пояснила Ада Павловна, с трудом высвобождая плечо, - а старший строитель!

Случаев, подобных тому, мне рассказывали немало. Но самые известные из них происходили на крейсере, когда жаловали на корабль адмиральские чины. Один из них, как рассказывают, придирчиво инспектировал боевые заведования и просто опешил, когда по артиллерийской части ему лихо «расщёлкала от и до» хрупкая невысокая женщина.

«Строитель на корабле, будь то механик, вооруженец, корпусник или электрик, всегда находится среди людей – работников всех цехов, служб, - рассказывала коллега Ады Павловны И.А. Кузнецова. - Ему надо хорошо знать мастеров, бригадиров, рабочих-монтажников, чтобы правильно составлять, а затем и контролировать графики выполнения работ. Сложная, тяжёлая работа, что называется, для мужиков. Но Ада Павловна в ней как рыба в воде. Более того – никогда не жаловалась на усталость».

Крейсера – это было началом, после них в практике Назарьиной были подлодки. Причём первые атомные! И здесь Ада Павловна тоже стала первой: первой прошла подготовку в Обнинске, стала первым на заводе специалистом по монтажу и наладке систем автоматики ядерной энергетической установки и теплотехнического контроля. А затем ещё десять лет на атомных подлодках – торпедных и ракетоносцах. Как итог - орден Ленина и множество наград рангом ниже.

Для Книги Гиннесса
Согласитесь, удивительная судьба выпала на долю простой архангельской девочки, мечтавшей в детстве о море. В заключение и справедливости ради нужно сказать, что в своё время на Севмаше была ещё одна женщина-строитель – упомянутая выше И.А. Кузнецова. Но женщина – ответственный сдатчик по вооружению, по артиллерийским установкам кораблей - о таком нигде ещё слышать не приходилось. К тому же, если иметь в виду, что муж Ады Павловны Иван Александрович Большаков также по профессии корабел, более того, работал в том же отделе строителей, что и супруга, факт этот нужно признать достойным упоминания в Книге Гиннесса.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк


Ада (Ариадна) Павловна Назарьина – ответственный сдатчик по артиллерии крейсеров проекта 68-бис


Константин Николаевич Кулигин – один из ведущих специалистов завода №402 на строительстве крейсеров в Молотовске
Все фото из архива Олега Химаныча


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.