И вспомнились мне наши северодвинские библиотеки в прежние годы…

26122
7 минут
И вспомнились мне наши северодвинские библиотеки в прежние годы… Рисунок pixabay.com
Прочитала как-то об открытии в Хельсинки общественной библиотеки. Огромное современное здание, фактически общественное пространство с кинозалами, кафе, игровыми комнатами для детей, фантастически большим книжным фондом, свободным допуском к книгам и прочими радостями для людей, обожающих чтение. А фото оттуда просто заворожили, куда ни глянь - мамы-папы с детьми в залах, где можно сидеть просто на ступеньках, рассматривая и листая понравившиеся книги, журналы, альбомы. 

И что удивительно, это событие произошло на фоне постоянных высказываний больших и не очень людей в прессе и не только о полном и безоговорочном вытеснении бумажных средств массовой информации электронными. 

Да, кстати, не потому ли у нас в Петербурге, а похоже, и по всей России-матушке закрываются киоски ­Роспечати, единственные, по сути, привычные всем точки, в которых по ходу жизни можно купить газеты и покуда ещё живые недорогие бумажные книги? Хотя эти два слова - книги и недорогие - давненько вместе не звучат, за редкими исключениями.

Недавно купила себе и внуку несколько неплохих книг, и где бы вы думали? В магазине известной сети, где всё по фиксированной цене! А в иные «элитные» книжные уже заходить стало боязно. Как в Елисеевский гастроном при советской власти: много, разнообразно, на любой вкус, но... не по карману.

Что-то волшебное
И вспомнились мне наши северодвинские библиотеки в прежние годы. Было их не так уж много. Помню те, что рядом были: детская библиотека в доме на Ленина, 15, рядом взрослая - на Ленина, 13. Напротив библиотека Дворца культуры. Неподалёку, в ДИТРе, была техническая библиотека, но там и художественной литературы, и газет с журналами тоже было немало. С каждой из этих библиотек связаны у меня воспоминания в определённый период жизни. 


Один из залов детско-юношеской библиотеки имени А.С. Пушкина. Фото nordlib.ru

Детская, первая моя библиотека вспоминается тем, как нас, первоклашек 7-й школы, привели туда на экскурсию. Невероятно красивая строгая женщина с высокой причёской привела нас на абонемент, где всех скопом тут же записали в библиотеку. Потом мы были в читальном зале, который показался мне просто удивительным. На полу красные ковровые дорожки, а на стеллажах настоящее чудо - множество книг. И тишина... 

Как же хотелось взять домой всё, что я видела. А уж как манили нас всех толстые, малость потрёпанные от частого чтения подшивки популярных детских журналов «Весёлые картинки» и «Мурзилка»!

Позже, когда я приходила на абонемент менять книги, обязательно забегала в читальный зал. Там меня уже ­узнавали строгие, но, как оказалось, очень добрые «тётеньки» библиотекарши. Они уже знали, что я хочу, и вели меня к заветным столам и стеллажам с приключениями, путешествиями, историями про детей и животных.

Дома у нас всегда было много книг, и я читала с пяти лет. Но библиотека для меня была чем-то волшебным. И пусть не было огромных пространств, как в библиотеке Хельсинки, но были уютные небольшие помещения с простыми деревянными стеллажам и красными вытертыми ковровыми дорожками. Но там жило настоящее девчоночье счастье. Там я впервые прочитала ставшие потом любимыми книги «Повесть о Зое и Шуре» Любови Космодемьянской, «Дорога уходит в даль» Александры Бруштейн, «Динка» Валентины Осеевой, «Дикая собака Динго» Рувима Фраермана, там я влюбилась в удивительный мир Швамбрании с весёлым маленьким Оськой из книг Льва Кассиля, там были со мной мальчишки из «Белеет парус одинокий» Валентина Катаева... 

С утра в зале никого, тишина…


Один из залов Центральной библиотеки имени Н.В. Гоголя. Фото nordlib.ru

Потом, в старших классах, я пришла в библиотеку имени Гоголя. Тамошние библиотекари стали для меня хорошими знакомыми, с которыми я потом долго здоровалась при встрече на улице. А моя школьная знакомая Людмила так прониклась духом библиотеки, что пропадала там всё свободное время. А потом, окончив библиотечный институт, вернулась в Северодвинск и долго работала в этой самой библиотеке, где мы всякий раз радостно встречались. Здесь мы готовились к сочинениям в школе, писали доклады по биологии, ­географии и прочим важным школьным наукам, искали и находили книги для подготовки к школьным праздникам, мероприятиям, готовились к политинформациям. Эта библиотека и после переезда её на Ломоносова, 100, осталась для меня и моих друзей настоящим товарищем и помощником в самых разных жизненных обстоятельствах. Сколько в её читальном зале было написано рефератов, докладов...

Любопытная история. Дочь моя оканчивала институт культуры в Петербурге на факультете страноведения и регионоведения (был такой в те годы) и писала диплом по истории Грузии. Тему она выбрала сама, поскольку папа у неё родом из Грузии, из города Рустави. В Грузии, этой прекрасной и любимой стране, мы гостили не однажды и подолгу. Я вызвалась помочь ей подобрать литературу, поскольку она училась и уже работала. Потому и времени было совсем мало. А у меня была сломана нога, времени свободного было полно. Я приезжала в библиотеку и наслаждалась забытым со студенческих времён процессом. Да так втянулась в изучение истории, что не оторвать. Тогда я прочитала «Витязя в тигровой шкуре», узнала о Вахтанге Горгасали, чей памятник на высокой скале возле Куры встречает гостей Тбилиси. Часть моей работы о ранних этапах становления Грузии как государства вошла в дочкин диплом, за что она очень меня благодарила. А ещё именно там библиотекарь научил меня пользоваться Интернетом для поиска нужных книг. Правда, при написании я не пользовалась электронной литературой, только книгами, газетными и журнальными публикациями. 

Помню, как, завалив в начале втузовской учёбы сопромат, я три дня напролёт не вылезала из библиотеки Дворца культуры, где в полной тишине прорешивала кучу задач по балкам, снова перечитывала учебники. С утра в зале никого, тишина. Работалось отлично! А потом решила вознаградить себя за хорошую работу и набрала кучу художественной литературы, которую с наслаждением читала после сессии. 

Но час настанет, и мы подружимся
И сейчас, переехав в Петербург, я первым делом нашла библиотеку неподалёку, на улице Вербной, и записалась в неё. Узнала новый порядок получения книг. Оказывается, в Петербурге твой читательский билет действителен в любой муниципальной библиотеке города. В докоронавирусную эру мероприятий в ­библиотеках Петербурга было множество. Выбирай на вкус! От лекций, встреч, мастер-классов до экскурсий по городу и области. Но, увы, воспользоваться этими благами мне пока не довелось. Проклятый коронавирус нарушил все планы.

В библиотеку я хожу, книги беру. Но как?! Надо позвонить заранее, сообщить, когда ты придёшь, заказать конкретные книги или указать интересующие тебя темы. Приходишь в маске и перчатках - и дальше вестибюля ни шагу. Всё перекрыто. Книги приносишь в прозрачном пакете, на листке указываешь номер читательского билета. В вестибюль выходит библиотекарь в маске и перчатках и выдаёт тебе заказанное. Выбираешь и шустро покидаешь помещение. С улицы входит следующий читатель. Пока так. Но я верю, что настанет час и я вволю поброжу по залам со стеллажами, поезжу на экскурсии и приду на мастер-классы в эту ближайшую ко мне библиотеку, которая пока не стала родной. Но час настанет, и мы подружимся.

* * *
Когда я начинала писать этот материал, я хотела поговорить о преимуществах бумажных книг, об их особом запахе, о радости переворачивания страниц, о возможности взять с полки любимую книгу, подержать её в руках и снова вернуться в прекрасный мир автора, но электронный век берёт своё. И я начала читать электронные книги, слушаю аудиокниги, подписалась на электронные библиотеки, где я всегда в курсе книжных новинок. Но нет-нет да и дрогнет сердце, выключу планшет и достану с полки любимую книгу, пусть читанную сто раз, открою её на любой странице... И как поётся в песне Вероники Долиной: «Только книжка умеет быть прежней, так и светится книжка в душе…»


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.