«Эти сваи бьют нам по нервам!» - так ощущают соседство со стройкой жители дома на Полярной, 21/37, в Северодвинске

52654
8 минут
«Эти сваи бьют нам по нервам!» - так ощущают соседство со стройкой жители дома на Полярной, 21/37, в Северодвинске Дом на Полярной, 21/37, и стройплощадка рядом с ним. Фото Виктории Волковой
В конце мая в редакцию обратились обеспокоенные жильцы дома по адресу: улица Полярная, 21/37:

- В двух шагах от нас стройплощадка, вбивают сваи, наш дом буквально сотрясается при каждом ударе! В некоторых квартирах и в ближайшем к стройке подъезде пошли трещины. Мы обращались в разные инстанции, в том числе в прокуратуру города, в приёмную губернатора Архангельской области, в Северодвинский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, в общественную палату, в жилищную комиссию Архангельска, на Архангельское телевидение… Но работы продолжаются!

В телефонном разговоре со старшим по дому мы выяснили, что у жильцов к застройщику ООО «Рантье» накопилось много претензий: ни жильцов, ни управляющую компанию (СМУП «ЖКХ») не предупредили о начале забивки свай; есть сомнения, соответствует ли  нормативам расстояние от стройплощадки до жилого дома. Но самое главное – в доме ощущаются сильнейшие вибрации, люди стали замечать появление трещин в квартирах и подъезде. Их требования - вдавливать, а не вбивать сваи, ни к чему не привели.

- Почему делают такой мощный фундамент? - возмущаются жильцы. - На информационном щите у стройплощадки показан объект строительства — одноэтажный торговый центр. Для него достаточно было бы ленточного фундамента (как у находящегося буквально через дорогу магазина!). У нас есть подозрения, что потом этажи будут надстроены и рядом с нами вырастет жилая пяти­этажка. Понимаете, вокруг нас много деревянных домов и пустырь. Если на месте каждого из них развернётся такая стройка, то наш дом точно обрушится, как Ленина, 5!

Комиссия под забойный ритм
23 мая утром у дома состоялось собрание жильцов, на котором присутствовали представители ООО «Рантье», СМУП «ЖКХ» и администрации города (сотрудник управления строительства и архитектуры). Проходило собрание под ритмичную музыку  забиваемых свай. Комиссия осмотрела подъезд и две квартиры, где, по словам жильцов, во время забивки свай появились трещины. В составленном по итогам осмотра акте указаны «трещины по штукатурному слою». 

После собрания на стройплощадке наконец появился информационный щит с указанием объекта строительства и контактными телефонами (по словам жильцов, до собрания они снимали стройплощадку на видео – щита там точно не было).
Также после собрания на стенах дома были установлены реперы (маяки) для фиксации возможных повреждений.

- Представляете, как только установили маяки - прекратили на неделю работы по забиванию свай, - с негодованием сообщили жители дома. - И какие показания можно таким образом получить? Через неделю, видимо, когда замеры закончились, сваи снова стали забивать. 

А что же высшие инстанции, куда пытались докричаться жильцы?

Из Роспотребнадзора пришёл ответ, что данный вопрос не в их компетенции, поэтому обращение перенаправлено в Инспекцию государственного строительного надзора Архангельской области и в администрацию Северодвинска. Из приёмной губернатора обращение также перенаправили в местную администрацию. От прокуратуры на время подготовки публикации ответа не было.

«Не думаю, что жильцам стоит беспокоиться…»
«Северная неделя» отправила в администрацию Северодвинска запрос по этой ситуации. Буквально через день с представителем редакции согласился встретиться начальник управления градостроительства и земельных отношений администрации Северодвинска Максим Туфанов.



- На этом участке строится одноэтажный магазин общей высотой порядка семи метров, - пояснил он. - Фундамент свайный, железобетонный, стандартный, в нём нет чрезмерного закладывания нагрузок. Длина свай 6-7 метров, минимальная для такого рода объектов. Для жилых многоквартирных домов могут использоваться сваи длиной 21 метр. Расстояние от крайней сваи до жилого дома на Полярной, 21/37, — около 20 метров. Допустимая зона безопасного производства работ — 25 метров, в некоторых случаях при использовании молота массой не более семи тонн она составляет 20 метров. Если сваи находятся ближе, то ведётся мониторинг объекта. Такой метод заглубления свай у нас используется по всему городу, каких-то критических деформаций он практически никогда не вызывает. При замерах показатели вибрации находятся в допустимом радиусе, причём с достаточным запасом.

- Обоснованы ли опасения жильцов, что одноэтажное здание позже будет надстроено и станет много­этажным жилым домом?

- Нет, согласно генеральному плану Северодвинска указанный участок — территориальная зона «ОД-1», где может быть построено только здание делового, общественного и коммерческого назначения.

- Жильцы говорят, что их и управляющую компанию должны были предупредить о начале забивки свай, но этого сделано не было.

- Такое предупреждение не обязательно, оно нигде не регламентировано. Конечно, по-хорошему застройщик мог хотя бы обратиться к управляющей компании.

- Перед началом работ не проводились предварительные исследования здания? Ведь дома могут быть разными. На один вбиваемые рядом сваи не повлияют, а другому могут нанести значительный урон.

- Если дом не аварийный, исследования вообще не проводятся. К аварийным домам особое внимание, даже если они находятся на расстоянии 30, 40 метров.

- Легко понять страх жильцов: при забивке свай возле дома действительно ощущаются сильные вибрации.

- Когда вбивают сваи, вибрации есть везде. Мы не можем диктовать застройщику способы забивки свай, можем только проработать, написать рекомендации. Кто-то из застройщиков с ними соглашается. Дело в том, что, кроме забивки, других вариантов почти нет. Есть вдавливание, но оно эффективно, когда много свай, к тому же подходит не для всех грунтов. Кто-то в старом городе так делает. Но, как правило, особенно на больших домах, сваи не вдавить. В данном случае свай не так много, и их можно забить за неделю. 

– Но что же делать жильцам, которые всерьез обеспокоены безопасностью своего дома?

- Если возникают какие-то вопросы, можно обратиться к застройщику напрямую или через управляющую компанию. Мы знаем, что он идёт на контакт, с его стороны всё открыто. После собрания 23 мая он оставил жильцам свои контактные данные. Также его телефон указан на информационном щите у стройплощадки. По вызову жильцов он готов осмотреть каждую квартиру, где появляются какие-то микротрещины, зафиксировать изменения и отработать каждый проблемный момент. Но в случае каких-то проблем, если застройщик не отреагирует, жильцы могут обратиться в администрацию. Не думаю, что им стоит беспокоиться о сохранности своего дома. Он из «молодого» жилищного фонда, ему порядка 35 лет. Дом панельный, из северодвинской серии — их много по городу, проблемными они не считаются. Но застройщик сообщил, что заключил договор на мониторинг для замера вибрационных нагрузок и изменения осадок здания, то есть негативного влияния на этот дом. Для замера возможной осадки используется нивелир. В стенах дома установили реперы, на них направляют прибор, определяя координаты, высоту данной точки. Записывают данные. В следующий раз снова её проверяют, получая новые данные. Это может показать, есть или нет подвижки, осадки. Замеры должны проводиться не реже чем раз в неделю.

- Жильцы уверяли, что как только поставили «маячки», целую неделю не забивали сваи. Могло ли это исказить результаты мониторинга?

- Методики замеров бывают разные. Они могут проводиться как при забивании свай, так и без забивания. По информации застройщиков, на стройке был технологический перерыв. Это обычная практика. Возможно, ждали изготовления новых свай и копёр, который здесь на мобильном ходу, выезжал на другие объекты. 

- А в квартирах, где, по словам жильцов, появились трещины, маяки не были установлены?

- Нет. Но там трещины штукатурного слоя. Дом панельный, и там в принципе не могут идти большие трещины, там может только стык панелей «гулять».

- Планирует ли администрация осуществлять особый контроль за ситуацией?

- Контроль у нас всегда стандартный.

- В случае если с домом всё-таки что-то произойдёт, кто за это будет отвечать?

- Застройщик, конечно. И проектировщик, который выбирает способ производства работы и оценивает, возможен ли такой вид работ на данном участке. То есть ответственность лежит сразу на двух организациях.

«Это игра с огнём...»
Жильцы дома не разделяют оптимизма городской администрации. На видеозаписи, сделанной в одной из квартир в самый разгар забивания свай, видно, как с каждым ударом сотрясается люстра, с потолка осыпается штукатурка…

- Они начинали забивку около 10 утра и заканчивали примерно в 16.30. С перерывом на обед. И так в общей сложности 10-12 дней. Всё это время дом вздрагивал, стоял ужасный грохот. Можете представить, каково нам было? А ведь в доме много пенсионеров, маленьких детей… Есть лежачие больные. Что касается самого дома, он из северодвинской серии, ему 31 год – не такой уж и маленький возраст. И проверять его вероятные повреждения нужно более тщательно, и делать это должен специалист, который хорошо знает конструктивные особенности домов данной серии.

Одна из пожилых женщин признаётся, что как только начинали забивать сваи, она одевалась и убегала из дома на целый день – просто не могла оставаться в квартире. Другая женщина видела, как при ударах копёра из межплиточных швов на фасаде дома «сыпались камушки» - целую горсть набрала. 

Можно, конечно, списать это на удивительное совпадение, но во время вбивания свай в первом подъезде по одному из стояков разошлись водопроводные трубы. 
Как тут не испугаться?!

- И это проблема не одного нашего дома, - уверены жильцы. - Это огромная беда всего старого города. Здесь, при такой скученной застройке, нельзя строить таким образом. Нельзя вбивать сваи в такой близости от жилых домов, только вдавливать. То, как это делается сейчас, – это игра с огнём. А ведь мы тут живём… 

Интересный факт: в понедельник на стройплощадке снова отсутствовал информационный щит. ­Надеемся, это просто шалости недавнего шторма и скоро щит вернётся на место.




Максим Туфанов: «Расстояние от крайней сваи до жилого дома на Полярной, 21/37 - около 20 метров»


Один из маячков


Тот самый информационный щит
Фото Виктории Волковой


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.