Что известно о предстоящей транспортной реформе в Северодвинске

2894
8 минут
Что известно о предстоящей транспортной реформе в Северодвинске Следующим летом к остановкам будут подходить другие автобусы. Фото Нины Рябининой
В последнее время в Северодвинске много говорится о предстоящей транспортной реформе. По сути, это не реформа, а новые требования к организации автобусного сообщения. Но поскольку определение «транспортная реформа» в народе уже закрепилось, им оперирует в своих выступлениях и глава города Игорь Арсентьев. Он по меньшей мере трижды публично высказался на эту тему: на сессии городского Совета депутатов, во время прямого эфира во «ВКонтакте» и в рамках заседания комитета по бюджетной политике Горсовета. Попробуем собрать воедино то, что известно на сей день из первых уст.

Предыстория
Зачем вообще потребовалось что-то менять? 

Игорь Арсентьев приступил к обязанностям главы города в конце декабря прошлого года. В это время как раз проходили аукционы, которые определяли, кто же будет в 2023 году обеспечивать у нас автобусные перевозки. Итоги были подведены буквально под ёлочку. На некоторых маршрутах лучшие условия с точки зрения Федерального закона NO44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предложил архангельский участник аукциона - «Ресурс-авто».

Увы, непосредственно с начала года возникли проблемы – автобусы на этих маршрутах не выходили в рейс. 

- Подрядчик гонял эти автобусы из Архангельска. Мы бегали за подрядчиком, до директора я дозвониться не мог, - эмоционально вспоминает сейчас те суматошные дни Игорь Валентинович. – Понимали, что, если ситуация не изменится, мы вынуждены будем разрывать отношения. 

Решение о расторжении контракта было принято сразу после Нового года. Обратились к местным перевозчикам: выручайте. Но если изначально - по условиям конкурсных торгов - субсидия из бюджета на эти автобусные перевозки не предполагалась, то местные подрядчики на таких условиях дополнительно работать были не готовы. Начальная субсидия на контракт по летний период составляла 10 миллионов рублей. Затем перевозчики попросили несколько иную субсидию, рассказывает Игорь Арсентьев. Дальше шли мелкими шажками, заключили контракт на два месяца, затем опять садились за стол переговоров...

В итоге с начала года объём субсидирования на автобусные перевозки составил 77 миллионов рублей.

Также с 15 ноября с 37 до 40 рублей повышена стоимость проезда в городских автобусах. Решение об этом приняло агентство по тарифам и ценам Архангельской области по инициативе транспортных компаний. 

- Когда пишут, что я с самого начала стал выдавливать местных перевозчиков с рынка, для того чтобы предвосхитить так называемую реформу, то это неправда. Мы, наоборот, всячески перевозчикам помогали в ответ на то, что они нам помогают, - уверяет глава города.

Но дело не только в деньгах. Игорь Валентинович привёл данные: если в 2020 году горожане пожаловались на автобусное сообщение 148 раз, то за 11 месяцев 2023 года уже поступило 1008 обращений. Бывает, что на маршруты не выходит четыре-пять автобусов («С утра занимаюсь аналитикой, сколько же автобусов у нас вышло на линии»). Есть случаи, когда из автобусов высаживают детей, не оплативших проезд. Порой поступают жалобы на поведение водителей и кондукторов. 

- Лукавить не стану: не будет улучшения качества автобусных перевозок. Мы сегодня говорим об их сохранении, - признаётся глава города.
Но это сегодня. А с 1 июля автобусными перевозками в Северодвинске будет заниматься ООО «Транспортная компания «Рико». Эта московская компания выиграла конкурс на осуществление регулярных автобусных перевозок. Всего на него заявлялись два предприятия. Муниципальный контракт с «Рико» ещё не подписан.

Требования
«Рико» на слуху у многих. Эта компания работает в Архангельске. И чего греха таить, негативных отзывов собрала немало.

Игорь Арсентьев в курсе, что «Архангельск много шишек набил, много было проблем». Там реформу проводили в сжатые сроки, «поэтому возникли шероховатости». Глава Северодвинска обещает учесть этот негативный опыт. Вместе с правительством региона осознанно решили не спешить, для начала работы новой компании выбрали 1 июля - «как дату, которая позволяет подготовиться». У перевозчика есть семь месяцев, чтобы закупить автобусы, набрать персонал, подобрать производственную базу, сформировать маршрутную сеть.

Какие требования предъявляются к новому перевозчику?

Автобусов должно быть 105 (сейчас их примерно на двадцать меньше). Они должны работать на компримированном природном газе (экологический стандарт не ниже «Евро-5»). В автобусах должны быть валидаторы, GPS-трекер, в салоне система видеонаблюдения, кондиционер и отопитель, светозвуковое оповещение. Автобусы будут оформлены в едином стиле, связанном с нашим регионом, по образу и подобию архангельских. Никакой рекламы – только централизованная на информационных табло. У водителей и кондукторов будет единая форма. Есть требования к перевозке маломобильных граждан. Также автобусы должны быть подключены к единой региональной системе навигации, что даст возможность отслеживать их передвижение через мобильное приложение «Архангельская область. Транспорт».

Автобусы будут обслуживать 21 маршрут, пригородных два – №101 и 104.

У перевозчика будет своя производственная база. Место для неё определят после подписания контракта.

Заправочная станция строится на Двинской улице, её введут в эксплуатацию до 1 июля.

Кстати, все автобусы должны быть не ранее 2022 года выпуска. Речь о низкопольных автобусах марки «Лотос». Такие, как следует из открытых источников, выпускает АО «РариТЭК Холдинг» из Набережных Челнов. Игорь Арсентьев готов сам выехать на производство или отправить туда кого-то из сотрудников администрации, чтобы убедиться, что на маршруты выйдет качественный транспорт.

С учётом пожеланий
Глава Северодвинска говорит, что при подготовке конкурсов были учтены обращения жителей и депутатов. Количество автобусов на маршрутах NO15 и 22 увеличено; продлён режим работы на маршрутах №17 и 22; возобновлена работа маршрута NO8 по субботам в зимний период. Добавлено количество автобусов и рейсов на пригородных маршрутах №101 и 104 летом.

В следующем году по проекту БКД планируется отремонтировать Октябрьскую улицу. В конце появится разворотная площадка, и это позволит немного удлинить маршрут NO15 - максимально близко к домам, которые строит «Звёздочка». Развивается 85-й квартал – там тоже нужно автобусное сообщение. В дальнейшем готовы рассматривать другие изменения маршрутной сети.

Кто за рулём?
- Конечно, количество ДТП с участием автобусов в Архангельске вызывает опасения, - признаёт Игорь Арсентьев. - Привлечение к работе командированных в Архангельске – вынужденная мера, потому что требовалось одномоментно набрать большой штат водителей. Но водители из Средней Азии работали в основном на начальном этапе.

Глава города упоминает недавнее резонансное ДТП в областном центре, когда под колёсами автобуса погиб пешеход. И подчёркивает: за рулём был трезвый, опытный местный водитель. Ничуть не оправдывая водителей автобусов, по чьей вине происходят аварии, стоит справедливости ради заметить: ДТП с автобусами бывали и до «Рико», а в тех, что случаются сейчас, не всегда виноваты водители общественного транспорта.

Что касается иногородних водителей, Игорь Валентинович лаконично напоминает:

- Северодвинск – это территория с регламентированным посещением иностранных граждан. Здесь не так просто работать, если ты гражданин другого государства.

Он обещает настаивать на трудоустройстве местных высвобождающихся специалистов. У «Рико» «белое» оформление сотрудников, неплохой уровень оплаты труда.

И ещё о деньгах
- Основной миф я развенчаю: если фирма московская, то налоги уходят в Москву, - сказал Игорь Арсентьев. - Это неправда. Есть требование регистрации предприятия либо обособленного подразделения на территории пребывания, осуществления работ. Мы будем настаивать, чтобы НДФЛ перечислялся в наш бюджет.

К слову об упомянутых выше 77 миллионах рублей. Игорь Валентинович напоминает, что в бюджете на этот год на субсидии перевозчикам ни рубля не было запланировано. Задачу смогли решить без сокращения каких-то других затрат. «Вырулили» за счёт экономии на конкурсах на сезонное содержание дорог. Для сравнения: 77 миллионов – это годовая сумма на ремонт внутри­квартальных проездов. В этом году таких отремонтировали 42.
Об источнике финансирования реформы. Игорь Арсентьев говорит, что, вообще-то, регион не обязан помогать городу. Организация автобусного сообщения – это муниципальные полномочия. Но на первом этапе контрактные обязательства обеспечивает региональный бюджет.

Суммарный объём субсидирования, рассчитанный на семь лет, – пять с половиной миллиардов рублей. На 2024 год областной бюджет выделяет 476 миллионов рублей, на 2025-й - 692 миллиона.

- Мы предполагаем, что софинансирование из муниципального бюджета будет в дальнейшем, и надо об этом честно говорить, - заявил градоначальник.

Откуда взялась такая сумма контракта?

- Она связана с первичным плановым сроком эксплуатации автобусов среднего класса – семь лет. Потом автобусы должны быть списаны. Что будет с ними – вопрос открытый. 

Автобусы, повторимся, закупает «Рико», они будут собственностью компании. Но Игорь Арсентьев не раз подчёркивал, что субсидия выделяется не на закупку автобусов, а в целом на организацию автобусного сообщения в городе. И да, контракт с перевозчиком может быть расторгнут досрочно, если этого потребуют обстоятельства.

Тех, кто ратует за создание своего автотранспортного предприятия, глава города призывает смотреть на жизнь без фантазий: «Муниципальное предприятие на пустом месте с таким объёмом задач сейчас создать нереально». 

Напоследок из важного: Игорь Арсентьев пообещал, что все льготы для пассажиров будут сохранены на уровне как минимум этого года. Средства в бюджете запланируют. Хотя, признаётся Игорь Валентинович, над системой учёта льготников и финансирования их поездок надо думать. Но это отдельная тема, на перспективу.


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.