84-летний житель Северодвинска Анатолий Сазонов вспоминает о встречах со знаменитым самолётом По-2

1289
5 минут
84-летний житель Северодвинска Анатолий Сазонов вспоминает о встречах со знаменитым самолётом По-2 Анатолий Николаевич: «На таком самолёте мне довелось полетать!» Фото Виктории Волковой
Макет самолёта Поликарпова, разработанного в далёком 1927 году, украшает городской парк культуры и отдыха. На таком крылатом труженике, перевозившем в послевоенные годы грузы в далёкие северные деревни, удалось полетать гостю нашей редакции.

Успел домой к Новому году!

На днях к нам в издательство «Северная неделя» заглянул Анатолий Николаевич Сазонов. Ему 84 года, в Северодвинске живёт с 1961 года (приехал сюда, отслужив в армии). До выхода на пенсию работал на Севмаше. 

- Я проходил через парк культуры, - объяснил он цель своего визита. - Там стоит самолёт. Хочу про него рассказать… Это По-2, самолёт Поликарпова. Впервые я увидел такой в 1950 году, я тогда учился в третьем классе начальной школы лесобиржи Абрамково Черевковского района. Самолёт привёз продукты в наш маленький сельский магазин и сел на лёд Северной Двины. Мы, местные ребятишки, да после войны, самолёт в первый раз увидели. С восхищением выскочили на улицу, уроки прекратились. Всем классом побежали на него смотреть!

Видно, что и сейчас, десятилетия спустя, Анатолий Николаевич переживает этот детский восторг. 

Как оказалось, в его жизни была ещё одна удивительная встреча с По-2.

- В 1959 году, когда я проходил службу в армии, под самый Новый год командир части дал мне отпуск. Я прибыл в Котлас, а самолёт местной линии в Верхнюю Тойму уже улетел. Я пригорюнился, запечалился — придётся ночевать здесь, на Новый год домой не успею. Сижу в буфете, пью чай. Ко мне подходит буфетчица и спрашивает, что случилось. Узнав, в чём дело, она сказала: «Подожди, я к лётчикам схожу». Вернулась: «Сейчас полетит самолётик на Черевково. Там два пассажира, но если лётчик тебя рядом с собой посадит, улетишь с ними».

Пилот вошёл в положение. Правда, предупредил, что будет холодно. 

- Где-то около двух часов дня мы полетели, - вспоминает Анатолий Николаевич. - Я довольный, что меня взяли! Сзади ещё два пассажира, мужчина и женщина. Лётчик посадил меня рядом с собой. Летим. Он в меховой шубе, штанах, тёплом шлеме. Сидит, рулит, семечки пощёлкивает и за борт выплёвывает. А мороз  градусов 30! Мне холодно! Я уж из своих кожаных сапог ноги выдернул, чтобы они подсогрелись.

Минут через пятьдесят мы прилетели в Черевково (от Котласа это около 100 километров). Теперь до дома мне всего 40 километров! Я, молодой солдат, за шесть часов дойду. Но и тут повезло. Вышел, а возле аэродрома машина стоит. Смотрю — а там земляк! Он согласился подвезти меня. И эти 40 километров я проехал в кузове газика. Песни пел, чтобы не замёрзнуть! Около шести вечера прибыл в Абрамково. За четыре часа добрался из Котласа. Я так радовался! Успел до Нового года! Отпраздновал, десять суток побыл — и обратно в часть.

Завершив рассказ, Анатолий Николаевич признался, что хотел бы сфотографироваться с памятным для него самолётом. Мы обратились к руководству парка культуры, и директор Светлана Никитина разрешила нам зайти за ограждение для фотосессии. 

Со сцены — в парк культуры

Стоя рядом с макетом того самого По-2, Анатолий Николаевич заметно волновался. Может, нахлынули детские воспоминания, как он в толпе ребят бежал к Северной Двине смотреть на крылатое чудо. А может, думал о том необычном декабрьском полёте наперегонки со временем? Так или иначе, встреча со старым знакомым очень его порадовала. 

Многоцелевой биплан У-2 был разработан в 1927 году под руководством Николая Николаевича Поликарпова (позже в честь его самолёт переименовали в По-2). Выпускали его до 1953 года (в общей сложности построено около 33 тысяч штук). Как учебный самолёт У-2, пожалуй, не имел себе равных. Были у него и разные модификации, позволявшие использовать его, например, в сельском хозяйстве. В годы Великой Отечественной войны его применяли в том числе как боевой и санитарный самолёт. А в послевоенное время По-2 усердно трудился на мирной ниве, в том числе перевозил грузы и пассажиров.

- Эти самолётики после войны летали по местным линиям, на близкое расстояние. Скорость у них была где-то до 100 кило­метров в час, - рассказал Анатолий Николаевич.

Многие горожане, наверное, помнят, что девятиметровый макет По-2 (У-2), который установлен сейчас в парке культуры, обладает своей уникальной историей. Он был создан в качестве декорации к спектаклю «Небесный тихоход», премьера которого состоялась в Северо­двинском драматическом театре 27 марта 2015 года. Как писали тогда в «Вечернем Северо­двинске», «особенностью постановки в нашем городе можно назвать главный элемент художественного оформления сцены – макет самолета У-2 в полном масштабе, изготовленный местными умельцами. Он, пожалуй, достоин быть включённым в список исполнителей главных ролей».

Когда спектакль перестали показывать, для макета нашлась другая работа. Накануне 9 мая 2021 года его установили на главной городской площади, где северодвинцы и гости города с удовольствием фотографировались с ним. А после Дня Победы он переехал в городской парк культуры и отдыха, где его можно видеть и сейчас. 
Так что будете в парке культуры — не проходите мимо. Обязательно сфотографируйтесь со знаменитым самолётом!


Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.